Ключевский В.О. Очерки и речи

- 232 Эти идеи и совѣты развивались писателями XVIII в., ка- савшимися вопроса о воспитаніи. Еще въ царствованіе Елизаветы рѵсскій образованный учитель могъ прочитать у Дюкло въ его извѣстныхъ Considerations sur les moeurs de ce siecle замѣчательныя мысли: „У насъ много выучки, но мало воспитанія; изъ насъ образуютъ ученыхъ, всевоз- можныхъ художниковъ, но еще не надумались образовать людей, т.-е. воспитывать ихъ другъ для друга, полагать общее воспитаніе въ основу всякаго частнаго обученія 11 . Задачи новаго воспитанія поставлены были прямо: здоровое и стройное развитіе физическихъ и духовныхъ силъ чело- вѣка, вмѣсто безпорядочнаго многоученія, благовоспитан- ность, вмѣсто учености, нравственный тактъ и живое пониманіе дѣиствительности взамѣнъ устарѣлыхъ грамма- тики и риторики. Смѣлая педагогія!— подумаешь невольно: она шла увѣренными шагами къ тому, о чемъ только со вздохомъ мечтаютъ современные родители и воспитатели въ своихъ уединенныхъ размышленіяхъ. Кажется, такая смѣлость имѣла нѣкоторое отношеніе ко взгляду на духов- ную природу человѣка, сложившемуся въ прошломъ вѣкѣ и нашедшему себѣ блестящее философское выраженіе въ знаменитомъ Трактатѣ объ ощущепіяхъ Кондильяка (1754 г.). Продолжая и поправляя Локка, этотъ философъ предпри- няли прослѣдить зарожденіе и ростъ духовной жизни чело- вѣка отъ простѣйшихъ чувственныхъ воспріятій до самыхъ сложныхъ операцій духа. Этотъ процессъ схематически изображенъ въ вндѣ одухотворенной статуи съ готовыми дѣйствовать органами чувствъ, но еще безъ содержанія. Эта живая организованная пустота постепенно наполняется, соприкасаясь со внѣшнимъ міромъ, который возбуждаетъ ея дремлющія чувства. Изъ воснринимаемыхъ внѣшнихъ вне- чатлѣній образуются ощущенія и идеи, а послѣдовательнымъ сцѣпленіемъ тѣхъ и другихъ сплетаются всѣ духовный со- стоянія и отправленія, изъ нростѣйшаго акта выходить болѣе сложный, низшая способность производить высшую и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1