Ключевский В.О. Очерки и речи

— 233 — изъ этой постепенно самоосложняющейся работы чувствъ складывается вся жизнь человѣческаго духа. Ставъ около этой пробуждающейся отъ первобытной летаргіи статуи, педагогь безъ труда могъ соооразить, какое употребленіе надлежало сдѣлать изъ вскрытой философомъ физіологш духа. Педагогіи оставалось овладѣть функціями этого само- одушевляющагося психологическаго прибора, подставить ему цѣлесообразно подобранный внѣшнія впечатлѣнія и изъ статуи выходилъ готовый методологическій человѣкъ, какъ на заводѣ отливается бронзовое изображеніе по данной ху- дожникомъ модели. Можетъ быть, педагогія XI III в. потому и была такъ смѣла, что Локкъ и Кондильяки такъ наглядно раскрыли весь процессъ психологической отливки человѣка, а Локкъ, къ тому же, построили такую художественную педагогическую модель. Нѣтъ ничего удивительнаго въ томи, что умная и обра- зованная женщина, вступившая на русскій престолъ въ 1762 году, поспѣшила подумать о воспитаніи юношества: кому же, прежде всего, и подумать о такомъ важномъ пред- метѣ, какъ не женщинѣ умной и образованной? Екатерина очень хорошо поняла еущностьновыхъ педагогическихъ мнѣиій, бродив шихъ тогда на Западѣ и отражавшихся въ ея любн- мыхъ книгахъ. При спеціальномъ обученіи должно быть общее воспитаніе, подготовляющее къ гражданскому обще- житію; это воспитаніе должно быть сосредоточено на раз- работай нравственнаго чувства; это дѣло должно взять въ свои руки само государство. Такія мысли Екатерина выска- зала потомъ въ своемъ Наказѣ. Школы, которыя она нашла въ Россіи, могли только поддерживать ея помыслы и заботы объ устройствѣ новаго воспитанія. Нѣкогда Петръ Великій, сидя на новоспущенномъ кораблѣ со своими сотрудниками, размечтался вслухъ о томъ, какъ науки, покинувъ свою древнюю родину Грецію, обойдутъ міръ и, наконецъ, совь- ютъ себѣ прочное гнѣздо въ Россіи. Но пріюты, пригото- вленные имъ для пріема наукъ, нослѣ его смерти, казалось,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1