Ключевский В.О. Очерки и речи

— 234 — ч перестали задать такъ радушно приглашенныхъ нмъ въ гости всемірныхъ странницъ. Въ университетѣ при акаде- міи наукъ лекцій не читали, но студентовъ сѣкли. Въ морской академіи, устроенной для благороднаго шляхетства, училась такая бѣднота, которая за неимѣніемъ сапогъ не могла ходить въ классы. Новорожденный Московскій уни- верснтетъ едва начиналъ дышать и еще весь жилъ въ своемъ будущемъ. Съ президентомъ Академіи Художествъ И. И. Бецкимъ, внимательно изучившимъ учебное дѣло за границей, Екатерина задумала цѣлую систему „воспитатель- ныхъ училищъ“, которая должна была сѣтыо покрыть всю Россію. Тому лее Бецкому поручено было разработать и исполнить задуманный планъ. Онъ излолшлъ общія начала новаго воспитанія въ докладѣ подъ заглавіемъ: Генеральное учреоісденіе о воепитаніи обоего пола юношества. Эту педа- гогическую теорію, созданную вѣкомъ и мало еще гдѣ испытанную на дѣлѣ, краткая надпись Быть по сему пре- вратила въ простой законъ Россійской имперіи отъ 12 марта 1764 г. Эти общія начала потомъ переложены были въ статьи Устава сухопутнаго кадетскаго корпуса 1766 г. и подробно развиты въ приложенныхъ къ нему въ видѣ ру- ководства Разсуэюденіяхь о установленги корпуса, и этотъ рядъ учено-педагогическихъ трактатовъ вмѣстѣ съ уставомъ объявленъ былъ „неподвшкнымъ закономъ“ къ точному и непремѣнному исполненію. Казалось, никогда еще власть не подходила такъ близко къ ученой мысли, и впервые уче- ная мысль становилась властью. Воспитательный планъ, проведенный въ этихъ и другихъ педагогическихъ трудахъ Бецкаго, самъ по себѣ довольно простъ. Усилія и средства, потраченный со времени Петра I на обученіе иаукамъ и худоаіествамъ, принесли мало доб- рыхъ плодовъ. Причина не въ недостаткѣ способностей у народа, а въ выборѣ непрямыхъ путей къ цѣли. Многіе быстро и отлично успѣвали въ наукахъ, но еще быстрѣе погружались въ прежнее невѣжество, потому что не могли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1