Ключевский В.О. Очерки и речи

— 236 — свѣщенія разума науками и художествами, то выборъ ихъ надобно предоставить самому питомцу, его охотѣ; его ду- шевныя склонности здѣсь ваяснѣе всѣхъ другихъ соображе- ній; неволей здѣсь ничего не добьешься. Но благовоспитан- ный гражданинъ долженъ быть и здоровыми, живыми человѣкомъ, съ крѣпкимъ сложеніемъ, бодрьшъ духомъ и весельшъ нравомъ. Поэтому въ школѣ должны быть чистый воздухъ, здоровая пища, невинныя игры и забавы и не должно быть ничего, что нагоняѳтъ „скуку, задумчивость и прискорбіе". Все это было ново и непривычно для многихъ въ прош- ломъ вѣкѣ и вмѣстѣ кажется все такъ легко и просто. Но нростъ только планъ дѣла, а не самое дѣло. ІІроцессъ оживленія статуи легче воспроизвести психологическими анализомъ, чѣмъ повторить педагогическими опытомъ. Ста- вилась трудная педагогическая проблемма: по мысли Бец- каго, задача педагогіи — въ юности научить тому, что дол жн о дѣлать въ зрѣлыхъ лѣтахъ. Но, вѣдь, для этого придется либо школьную юность продлить до зрѣлыхъ лѣтъ, либо зрѣлыя лѣта начать прежде минованія юности. Въ первомъ случаѣ питомецъ переростетъ свою школу, а во второмъ — школа обгонитъ его ростъ. Слѣдуетъ воздать должное на- шими педагогами прошлаго вѣка, подобными Бецкому: на- добно было имѣть много любви къ людями, много вѣры въ свое дѣло, чтобы взяться за разрѣшеніе такой задачи съ надеждой на успѣхъ. Изъ всѣхъ педагогическихъ опытовъ, - исполненныхъ Бецкими, наиболѣе обдуманными является уставъ обновленнаго ими сухопутнаго кадетскаго корпуса съ приложенными къ нему разсужденіями. Этотъ корпусъ долженъ были стать образцовыми воспитательными учреж- деніемъ, приспособленными къ общественному и государ- ственному положенію русскаго дворянства. Посмотримъ, какъ здѣсь разрѣшалась педагогическая задача, такъ смѣло поставленная. Затрудненіе являлось при первомъ же шагѣ. Новое во-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1