Ключевский В.О. Очерки и речи

— 237 — спитаніе строилось на естественности и непринужденности, а начиналось актомъ не совсѣмъ естественнымъ и довольно насильственньшъ: 5— 6-ти лѣтній ребенокъ на цѣлыя 15 лѣтъ совершенно вырывался изъ семьи. Отдавая дѣтей въ корпусъ, родители обязывались подпиской до окончанія курса не требовать ихъ обратно „отнюдь ни подъ какимъ видомъ даже во временный отпускъ. Семья должна была знать свое дѣло, поставить въ школу пустую человѣкообразную статую съ здоровыми органами чувствъ и терпѣливо ждать, когда школа воротить ей здороваго человѣка съ полнымъ гуман- нымъ содержаніемъ. Весь курсъ дѣлился на пять трехлЬт- нихъ возрастовъ. Въ первомъ ребенка встрѣчала взамѣнъ натуральной педагогическая мать въ лидѣ воспитательницы. При комплектѣ возраста въ 120 человѣкъ у каждой воспи- тательницы было по 12 питомцевъ; весь возрастъ состоялъ изъ 10 педагогическихъ семей, только безъ отцовъ. Въ двухъ дальнѣйшихъ возрастахъ дѣти становились подъ ру- ководство воспитателей, педагогическихъ отцовъ безъ мате- рей. Составь семей становился сложнѣе и потому число ихъ уменьшалось: во второмъ возрастѣ ихъ полагалось 8 по 15 дѣтей въ каждой, въ третьемъ 6 по 20 дѣтей. Въ двухъ послѣднихъ возрастахъ дѣти превращались въ молодыхъ людей, и семейный строй воспитанія кончался, начиналась подготовка къ обществу и къ службѣ; въ пятомъ возрастѣ кадетъ по уставу долженъ былъ „зрѣло разсуждать, какое бы для себя избрать состояніе въ обществѣ на великомъ театрѣ свѣта“. При переходѣ въ четвертый возрастъ кадеты расходились на два отдѣленія: одни готовились къ военному званію, другіе къ гражданскому. Военные кадеты соединялись не въ семьи, а въ роты, отцы-воспитатели смѣнялись коман- дирами, ротными капитанами, поручиками-инструкторами и вмѣстѣ воспитателями, прапорщиками-учителями наукъ. У гражданскихъ кадетовъ были свои руководители, общій инспекторъ для обоихъ возрастовъ и особые нрофессоры- воспитатели н преподаватели для того и другого возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1