Ключевский В.О. Очерки и речи

— 238 — Въ образовали кадетовъ уставъ строго различали вос- питаніе и обученіе, разумѣя подъ первымъ нравственные и практическіе навыки, подъ вторымъ теоретическія познанія. Воспитанію отдавалось рѣтительное предпочтеніе передъ обученіемъ согласно съ главною дѣлью воспитательныхъ училищъ „не науки токмо и художества умножить въ на- родѣ, но и вкоренить въ нѣжныя сердца добронравіе п любовь къ трудамъ, — словомъ, новымъ воспитаніемъ новое бытіе намъ даровать и новый родъ подданныхъ произвести". Генералъ-директоръ корпуса дѣлшгь съ особымъ корпуснымъ полицеймейстеромъ спеціальную должность цензора кт на- блюдателе нравовъ, назначеніе которой „внушать дооро- дѣтель благородному юношеству 11 , а учебною частью завѣ- дывалъ особый директоръ наукъ. Воспитатель соединялъ въ себѣ двоякое значеніе дядьки и преподавателя наукъ, но гдѣ эти значенія раздѣлялись, учительская должность ста- вилась ниже воснитательской. Способности уставъ цѣнйтъ ниже нравовъ и прямо требуетъ, чтобы „прилежаніе къ наукамъ было умѣренное“. Уставъ назначаете для изученія довольно широкій кругъ наукъ, къ которымъ прибавляете еще 9 художествъ, въ томъ числѣ изваяніе и дѣлате статуи. Но обученіе, какъ и весь воспитательный порядокъ въ корпусѣ, онъ рѣзко отличаете отъ обыкновеннаго школь- наго. Воспитаніе въ корпусѣ, по требованію руководства, должно быть бо.льше практическое, чѣмъ теоретическое: юношество учится больше слухомъ и зрѣніемъ, чѣмъ зат- веряшваніемъ уроковъ. Кадету предстоитъ исполнять, что онъ выучите, а не обучать другихъ; потому изгоняются изъ корпуса „всѣ метафизическія матеріи, выучиваніе наизусть,— словомъ, всѣ школьническія излишества". Въ росписи наукъ по уставу значатся логика и латинскій языкъ для желаю- щихъ; но руководство сомнѣвается въ необходимости этихъ предметовъ, какъ и метафизики для кадетовъ. Изъ корпуса должны выходить не ученые, а воины-граждане. Поэтому научный арсеналъ давалъ только вспомогательныя средства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1