Ключевский В.О. Очерки и речи

— 239 для выработки дѣятельныхъ привычекъ, необходимыхъ для такого житейскаго назначенія. Главныя задачи воспитанія укрѣпить физическія силы, привить надлежащіѳ практиче- скіе навыки и нравственныя наклонности. Корпусное руко- водство прямо предписываетъ „больше тѣло пріучать къ трудамъ, нежели принуждать разумъ къ размышлѳніямъ и соображеніямъ“. Оно учитъ, что, прежде всего, надобно въ ребенкѣ „соорудить по правиламъ натуры и физики крѣп- кое и выносливое сложеніе, потомъ вкоренить въ душѣ его страхъ Божій, снокойствіе, самообладаніѳ, „изящныя мысли , вдохнуть ненависть ко всему противному чести и доброде- тели и затѣмъ практически пріучить юношу „объ людяхъ разсуждать и распознавать ихъ , научить его, „что человѣкъ въ обществѣ, чего требѵетъ чинъ, мѣсто или то состояніе, въ какомъ онъ находиться будетъ, какъ жить съ родителями, наставниками и властителями", знать и усердно исполнять свой долгъ на всякомъ поприщѣ, проходя его „съ честью и съ общимъ удовольствіемъ“. Поэтому уставъ въ учебной программе второго возраста рядомъ съ ариѳме- тикой и геометріей ставить особую науку учтивство доли благопристойности , а во главе программы четвертаго возраста упражненіе истиннаю христианина и честнаго человѣка. Щлямъ воспитанія соответствовали и его пріемы. Вся методика слагалась изъ чисто-нравственныхъ средетвъ. ]'лавное изъ нихъ-добрый примерь воспитателен. Но при- мерь, нравственное вліяніе можетъ действовать только при встрече съ желаніемъ подражать, съ нравственною воспрі- нмчивостью. Чтобы вызвать ее, необходимы со стороны воспитателей любовь и ласка, со стороны питомцевъ дов - піе и почтеніе. Воспитатели больше внушаютъ, чѣмъ прика- зывают; склоняютъ и пріучаютъ, а не запугиваютъ и не принуждаютъ. Руководство порицаетъ строгш и повелитель- ный взглядъ и голосъ, надутый видъ воспитателя, а уставъ запрещаетъ суровое обхожденіе съ детьми и предписываетъ даже необходимую въ военномъ быту строгость соединять

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1