Ключевский В.О. Очерки и речи

240 — съ пріятностыо, „чтобъ не произвести въ юношахъ вреди- тельныхъ воображеній страха". Выговоры слѣдуетъ дѣлать дѣтямъ „безъ свирѣпства и злобы; угрюмые педанты, сви- рѣпые школьные учителя въ воспитатели не годятся; пе- дантство, замѣчаетъ руководство, есть сущая пагуба воспи- танно юношества. Вывшіе прежде въ практикѣ корпуса побои безусловно воспрещаются, потому что ими, по замѣча- нію руководства, добродѣтели произвести невозможно: она дщерь кротости, любви и почтенія къ родителямъ, настав- никамъ и знаемымъ. Уставъ вообще не допускаетъ тѣлѳс- ныхъ наказаній въ корпусѣ „отнюдь ни въ какомъ случаѣ"; кадеты не должны были ни испытывать, ни далее видѣть ни такихъ наказаній, ни другихъ примѣровъ строгости. Въ этомъ отношеніи русскій педагогъ превосходилъ даже самого Локка, который въ иныхъ случаяхъ разрѣшалъ побои. Са- мый видъ неволи не былъ терпимъ въ заведеніи; по уставу никому въ корпусѣ не позволялось ни подъ какимъ видомъ имѣть при себѣ крѣпостныхъ слугъ. Руководство иредпи- сываетъ составить для корпуса особый уставъ о наказа- ніяхъ на основаніи той главы Esprit des lois Монтескье, гдѣ главнымъ образомъ карательнымъ орудіемъ признается собственный стыдъ виновнаго. Никогда ни въ какомъ жен- скомъ воспитательномъ заведеніи педагогія не предписывала болѣе осторожнаго, заботливаго и дѳликатнаго обращенія съ сердцемъ и впечатлѣніемъ воспитываемаго существа, чѣмъ какое предписывалось въ этомъ сухопутномъ шляхетномъ питомникѣ русскихъ офицеровъ-гражданъ. И какъ вѣнедъ столь заботливыхъ и человѣколюбивыхъ педагогическихъ усилій, автору руководства грезится въ отдаленной житей- ской перспективѣ образъ подготовленнаго въ корпусѣ воина-гражданина, искуснаго въ политической экономіи и законахъ своего отечества, „такъ, чтобы генералъ, одержавъ побѣду, могъ рѣшить судное дѣло въ сенатѣ, распоряжать теченіе доходовъ, поправлять земледѣліе, исполнять долж- ность генералъ-полицеймейстера, чтобъ изъ военной коллегіи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1