Ключевский В.О. Очерки и речи

— 243 — какъ? стало быть, наши педагоги надѣялись по правилами Монтэня, Локка и Руссо создать новую породу людей, не- похолшхъ ни на отцовъ, ни на матерей, и не догадывались, что въ этой репетиціи шестого дня міротворенія они ре- ставрировали уже знакомыхъ нами автоматовъ древней Руси, т.-е. только переодѣвали въ новенькое модное платыще старую педагогическую куклу попа Сильвестра? Нѣтъ, не совсѣмъ такъ и даже не слѣдуетъ такъ выраясаться. Нравственные навыки, какіе вырабатывались обоими воспи- таніями, были довольно сходны; но они прививались не къ одинаковымъ силами души человѣческой. Древнерусская недагогія Домостроя выбивала автоматическую соеѣстъ , а педагогія XYIII вѣка, говоря ея словами, сооружала по правилами натуры и физики автоматическое сердце си без- предметною дѣятельностыо, си чувствомъ вѣчно дѣйствую- щимъ и ничѣмъ не питаемыми. Въ древнерусской домашней дѣтской старались такъ направить человѣка, чтобъ они и си завязанными глазами знали, куда идти, а питомецъ за- крытой философской школы, еслибъ они удался, были бы похожи на человѣка, который, вышедши изи дому си же- ланіемъ пройтись, не знаетъ, куда идти, и потому вертится вокругъ самого себя, не двигаясь си мѣста. Такое движеніе бѳзъ цѣли, хотя и си направленіемъ — не только историческая ненужность, но и психологическая невозможность , хотя въ тотъ вѣкъ вообще расположены были вводить механику далее туда, гдѣ, казалось бы, должны дѣйствовать иные законы движенія. Дидро однажды писали Екатеринѣ II о томи, какъ легко побѣдить два затрудненія, мѣшающія устройству учебнаго дѣла въ Россіи— недостатокъ учебниковъ и отсутствіе подготовленныхъ преподавателей: стоитъ только заказать русскими академиками и иностран- ными учеными необходимые учебники, потоми перевести ихъ на русскій языки, и тогда по ними всякій грамотный русскій будетъ въ состояніи преподавать какую угодно науку. Значить, автоматъ-воспитанникъ носредствомъ авто- 16 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1