Ключевский В.О. Очерки и речи

скимъ складомъ окружавшей ее действительности, и эта двойная несообразность, разстраивая школу, спасала обще- житіе. Программа этой школы нодкупаетъ своею задушев- ностью, вѣрой въ природу человѣка, любовью къ дѣтямъ и поучительна самыми своими ошибками. Она рисовала планъ теплицы воспитанія, педагоги ческа го зимняго сада среди сѣвернаго русскаго лѣса: это было излишество не по кли- мату, культурная роскошь. Такъ и смотрѣли на школы Бецкаго опытные педагоги-современники, прямо сопоставляя ихъ съ затѣйливыми оранжереями въ тогдашнихъ помѣ- щичьихъ усадьбахъ. Идеи, на которыхъ онѣ были построены, не пропали безслѣдно, сослулсили важную службу нашему образованію; но это было внѣ школы. Онѣ воснитательнѣе подѣйствовали на взрослыхъ, чѣмъ на дѣтей, заставивъ нервыхъ позаботиться и подумать о послѣднихъ, о чемъ они не любили заботиться и думать. А вѣдь, одна изъ великихъ заслугъ педагогіи въ томъ, что она заставляетъ взрослыхъ думать о дѣтяхъ. ІІедагогія — не нянька, а утренній будиль- ники: слово дано ей не для того, чтобы, укачивая чужого ребенка, усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Опытъ Бецкаго убѣдилъ, что въ дѣлѣ воспитанія школа не можетъ оторваться отъ семьи, какъ опытъ древней Руси показали, что школѣ трудно и небезопасно слиться съ семьей. Семья и школа— не сожительницы и не соперницы; это: — сосѣдки и сотрудницы. Школа не можетъ замѣнить семьи, какъ и семья не можетъ обойтись безъ школы.- У той и другой свое особое воспитательное дѣло. Въ воспитаніи различаются два дѣла: одно — развитіе и выправка индиви- ду альныхъ особенностей, личныхъ свойствъ и наклонностей человѣка, другое — выработка общаго типа, прививка тѣхъ общеобязательныхъ правили, понятій и интересовъ, изъ которыхъ слагается культура времени и которые дѣлаютъ разнохарактерный личности способными къ дружному обще- житію. Школа Бецкаго брала на себя оба эти дѣла и на .нервомъ далее настаивала съ особенною силой, какъ на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1