Ключевский В.О. Очерки и речи

— 18 — человѣка — мать и гдѣ притомъ была уже цивилизація. Въ этомъ причина различія всей исторіи этихъ двухъ племепъ братьевъ по происхожденію. Наши славяне со своими ро- дами, съ ихъ князьками разбросались, затерялись на вели- кой Русской равнинѣ, въ поселкахъ по Днѣстру, Днѣпру, Окѣ и т. д. Ихъ городки — огоролсенныя села. Изъ сосѣд- ней степи налетятъ кочевники : городки падали и степной хищникъ запрягалъ славянскихъ жешцинъ въ свою телѣгу. Промчится буря — и все тихо попрежнему ; отъ хшцниковъ остается одна пословица : «изгибоша аки Обри» ; силы не возбуждаются постояннымъ присутствіемъ врага, какъ у германцевъ въ сосѣдствѣ съ римлянами. Но и для нашихъ славянъ пробилъ часъ исторической жизни. На Днѣпрѣ по- казываются лодки : плыветъ изъ Новгорода русски! князь съ дружиной. «Платите намъ дань», говорить они въ каждомъ встрѣчномъ селеніи. Дѣло не новое : иесутъ мѣха, чтобы сбыть гостей поскорѣе. Но гости не уходятъ, усаживаются въ Кіевѣ, рубятъ городки, ходятъ по рѣкамъ; и рѣчкамъ за данью. Люди уходятъ изъ селъ, покидая своихъ родовыхъ князьковъ, селятся около городковъ, гдѣ есть льгота и защита, можно много заработать, уходятъ съ княземъ въ походъ на Царьградъ, вступаютъ въ дружину, гдѣ жить хорошо : отъ всѣхъ почетъ и всего въ волю. Племенное дѣленіе исчезаетъ : населеніе дѣлитсл на сословія, — на княжихъ мужей, полныхъ людей, и ; на полулюдей, мужи- крвъ, послѣдніе — на городскихъ промышлеиниковъ и на сельчанъ ; земля дѣлится не на племенныя области, а на ішяженія, называющіяся по именамъ главныхъ городовъ, правительственныхъ средоточий. Такъ измѣнился бытъ населенія подъ вліяніемъ прави- тельственнаго начала ; но и послѣднее подпало вліяиію ту- земнаго быта. Въ населеніи равнины господствовали родо- вой бытъ : по смерти Ярослава до конца XII в. и между князьями дѣйствуютъ родовыя отношения, на нихъ основанъ порядокъ владѣнія землей, которую князья считаюсь не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1