Ключевский В.О. Очерки и речи

— 255 — ея приправу. Подобно ночными мотыльками, которые ни- чего не видятъ при дневномъ свѣтѣ, непривычные къ раз- мышленію умы слѣпо бросались на яркіе парадоксы тогдаш- нихъ esprits forts и на нихъ сжигали послѣдніе остатки здраваго смысла, уцѣлѣвшіе отъ романовъ и идиллій. Раз- винченное ими вольное чувство, встрѣтившись съ вольною смѣющѳюся мыслью, спѣшило устранить всѣ сдержки и пре- грады и, прежде всего, набросилось на простѣншія нрав- ственный связи. Не щадить отца — вотъ прямая добродѣтель вѣка! — восклицаетъ Совѣтница въ ВриіасЫрѣ, восхищенная скотскими взглядоми Иванушки на семейныя отношенія. 13п лицѣ одного изп героеви Чудаковъ, разбогатѣвшаго само- дура-дворянина изи кузнецовп Лентягина, Княжнинъ изо- бразили одного изи этихи вырощенныхн новыми духомъ времени и старыми нравами русскихн вольнодумцеви, у ко- торыхъ протестующій философскій смѣхи перерождался ви безразборчивое зубоскальство надо всѣмъ, а отрицаніѳ пред- разсудковъ — ви забвеніе ириличій,— словомъ, изи свободы мысли выходило озорство почуявшаго волю холопскаго тем- перамента. Тогда, по' свидѣтельству Фонвизина, составля- лись кружки молодежи, все философское упражненіе кото- рыхи состояло ви богохульствѣ и кощунствѣ. Потеряви сво- его Бога, заурядный русскій вольтеріанеци не просто ухо- дили изи Его храма, какъ человѣкь, ставшій ви неми лиш- ними, а подобно взбунтовавшемуся дворовому норовили переди уходоми набуянить, все перебить, исковеркать и перепачкать. Что еще прискорбнѣе, многими, если не боль- шинствоми нашихи вольнодумцеви, вольныя мысли почерпа- лись не прямо изи источникови, — это все-таки задавало бы нѣкоторую работу уму, — а хватались ими си вѣтра, дохо- дили до нихъ отдаленными сплетнями изи вторыхъ-третьихи руки: какой-нибудь молодой Фирлюфюшкови (петиметри ви комедіи Екатерины II Именины госпожи Ворчалкииои), во- ротясь изи Парижа, проповѣдывали ихъ довѣрчивымъ зѣва- камъ-сверстникамп, или старый высокочиновный грѣховод-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1