Ключевский В.О. Очерки и речи

261 — нее. Обязательная выучка дворянства еовсѣмъ не давала такого образованія, а модное гувернерское воспитаніе во многомъ было даже хуже простого невѣжества. Новая книга, попадавшая въ руки взрослому просвѣщенному человѣку, служила ему не дополненіемъ, а замѣной учебника. Новыя идеи неслись поверхъ умовъ какими-то сухими туманами, застилая глаза и не освѣжая мысли, а только оставляя на ней сорный осадокъ въ видѣ пустыхъ фразъ, дурныхъ ма- неръ, непристойныхъ выходокъ противъ общепринятаго и т. п. Притомъ, съ освобожденіемъ отъ обязательной службы значительная часть дворянства поспѣшила избавиться отъ привычнаго, но надоѣвшаго дѣла, для котораго оно училось, но не умѣла найти, да и не искала никакого новаго обще- полезнаго дѣла, стала праздной. Дѣловая дѣль образованія исчезла изъ глазъ, и книга стала только средствомъ пріятно наполнять пустоту празднаго и безцѣльнаго существованія. Этимъ опредѣлились направленіе умовъ и вкусовъ, выборъ чтѳнія и идей, характеръ воспитанія. Привычка учиться для службы не выработала въ сословіи внутренней потребности образованія, а отсутствіе сословнаго дѣла уничтожало и об- щественное побуждѳніѳ къ тому. Наконецъ, тогдашній классъ „просвѣщенныхъ людей 11 составляли очень тонкій слой, ко- торый случайно взбитою пѣной вертѣлся на поверхности об- щества, едва касаясь его. Отдѣленный отъ народной массы привилегіями, нравами, понятіями, предубѣжденіями, не освѣжаемый притокомъ яовыхъ силъ снизу, онъ замиралъ въ своихъ искусственныхъ, призрачныхъ интересахъ и никому ненужныхъ суетахъ. Не такими ли наблюденіями внушены были замѣчанія одного иностранца (Макартнея), бызшаго въ Россіи въ началѣ царствованія Екатерины II и пиеавшаго, что русское дворянство самое необразованное въ Ёвропѣ, что рус- ' скому правительству труднѣе будетъ цивилизовать своихъ дво- рянъ, чѣмъ крестьянъ, и что имъ лучше было бы не имѣть ника- кого образованія, чѣмъ имѣть такое, какое имъ дается, потому что оно не можетъ сдѣлать ихъ полезными для общества?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1