Ключевский В.О. Очерки и речи

262 Правительство Екатерины II чувствовало эти недуги рус- скаго просвѣщенія и принимало мѣры противъ нихъ. Отсюда его настойчивая ироповѣдь о необходимости воспитанія, ко- торое нравственно переродило бы общество, его усиленный заботы о закрытыхъ воспитательныхъ заведеніяхъ, о созданіи „третьяго чина“, или средняго сословія, которое стало бы, какъ въ другихъ странахъ Европы, носителѳмъ научнаго образованія, питомникомъ просвѣщѳнія въ Россіи. И. И. Бѳцкій въ своихъ докладахъ императрицѣ указывалъ именно на от- сутствіе у насъ воспріимчивой среды, питательной почвы, къ которой могло бы прикрѣпиться научное образованіе, говорилъ, что люди, пріобрѣтавшіе такое образованіе, скоро теряли его и возвращались въ прежнее нѳвѣжество по не- достатку спроса и практики для ихъ знаній. Эти просвѣтительныя усилія правительства не были сво- бодны отъ иллюзій и недоразумѣній. Спѣшили заводить за- крытый .воспитательный училища. А гдѣ же учителя и учеб- ники, гдѣ книги для чтенія, которыя восполняли бы учеб- ники и учительскіе уроки? Какъ, наконѳцъ, подготовить общество къ пріему перѳрожденныхъ въ новыхъ училищахъ питомцевъ, чтобъ они не тонули въ темной массѣ и не воз- вращались въ прежнее невѣжество? Новиковъ прямо и смѣло пошелъ навстрѣчу этимъ уси- ліямъ и недоразумѣніямъ. Неизвѣстно, какъ складывался его взглядъ на свое дѣло. Новиковъ появился въ литературномъ мірѣ какъ-то вдругъ, исподтишка, безъ замѣтной подготовки. Сынъ достаточнаго, но не богатаго дворянина, 16 ти лѣтъ исключенный изъ дворянской гимназіи при Московскомъ уни- верситетѣ „за лѣность“, признававшій себя и въ старости невѣждой, не знающимъ никакихъ языковъ, нослѣ 8 лѣтъ службы въ гвардіи онъ вышелъ въ отставку армейскимъ по- ручикомъ, а съ 1769 г., когда ему было 25 лѣтъ, послѣдо- вательно выступалъ съ тремя лучшими въ то время сатири- ческими журналами, привлекъ къ себѣ обширный кругъ чи- тателей, сталъ извѣстнымъ литераторомъ и издателѳмъ, въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1