Ключевский В.О. Очерки и речи

- 264 — книгопечатаніе считали оиъ наивелнчайшимъ изобрѣтеніемъ человѣческаго разума. На этой вѣрѣ въ могущество книги Новиковъ строилъ практично обдуманный планъ дѣйствій. Этотъ планъ былъ тѣсно связанъ со взглядомъ на недостатки и нужды русскаго просвѣщенія, какой просвѣчиваетъ въ изданіяхъ и во всей дѣятельности Новикова. Одинъ изъ главныхъ враговъ этого просвѣщенія — галломапія, не само французское просвѣщеніе, а его отраженіе въ массѣ русскихъ просвѣщенныхъ умовъ, то употребленіе, какое здѣсь изъ него дѣлали. „Благородные невѣжды“, какъ называлъ Новиковъ русскихъ галломановъ, сходились съ простыми невѣждами старо-русскаго покроя въ убѣжденіи, что они достаточно все понимаютъ и безъ науки, что „и, не учась грамотѣ, можно быть грамотѳемъ“. Значить, вольномысліе не отъ ученія, а отъ невѣжества, и есть не болѣе, какъ легкомысліе. Всякій мыслящій человѣкъ, — такъ писалъ Новиковъ въ одномъ изъ своихъ журналовъ, — чув- ству етъ состраданіе, взирая на простодушныхъ людей, ко- торые беззащитно увлекаются надменными и остроумными мудрованіями, разрушающими основы чѳловѣчеекаго обще- жития, или гнушаются всѣмъ отечественными, обольщаясь наружными блескомъ иноземнаго. Истинное просвѣщеніѳ долясно быть основано на совмѣстномъ развитіи разума и нравственнаго чувства, на согласованіи европейскаго образо- ванія съ національною самобытностью. Въ составѣ воспитанія Новиковъ не отставляли разума на задній планъ, не роняли цѣны, научнаго образованія, какъ это дѣлали иногда литера- турные и даже должностные, педагоги того времени. Не-, осторожно было набрасывать тѣнь на разѵмъ въ обществѣ, гдѣ: и . безъ. того многіе ими тяготились,,, воздеряшвать. о.тъ . увлеченія науками, которыми и безъ того не занимались, Когда. Сумароковъ въ рѣчи при открытіи Академіи худо- жествъ восклицали:, „возсіяли науки — и погибла естествен- ная простота, а съ нею и чистота сердца", сколько госпожи Простаковыхъ готовы были апплодировать этимъ лселаниымъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1