Ключевский В.О. Очерки и речи

словами, такъ легко и просто разрѣшавшимъ всѣ ихъ мате-, ринскія муки съ своими Митрофанами! Вѣдь, Руссо у насъ потому особенно и были популяренъ, что своимъ трактатомъ о вредѣ наукъ оправдывалъ нашу неохоту учиться. Въ Жииописцѣ Новиковъ насмѣшливо сопоставлялъ мудрость доморощенныхъ философовъ донаучной чистоты съ ученіемь Руссо, говоря имъ: „онъ разумомъ, а вы невѣжествомъ до- казываете, что науки безполезныѴ Новикову принадлежитъ честь одного изъ первыхъ, кто заговорилъ у насъ о разгра- ничена заимствуемаго и самобытнаго, о чертѣ, за которую не должно переступать иноземное вліяніе. Въ Коіиелъкѣ 1774 г. онъ возстаетъ противъ мнѣнія, что русскіе должны заимствовать у иноземцевъ все, даже характеръ, который у всякаго народа свой особый: не одной же Россіи отказано въ немъ и суждено скитаться по всѣмъ странами, побираясь обычаями у разныхъ народовъ, чтобъ изъ этой сборной куль- турной милостыни составить характеръ, никакому народу не свойственный, а идущій къ лицу только обезьянами. Гдѣ же было найти у насъ опору истинному просвѣщенію? Такою опорой не моги быть большой свѣтъ ничему не хо- тѣвшихъ учиться вольтеріанцевъ и модныхъ петиметровъ. здѣсь надобно было предоставить мертвыми хоронить сво- ихъ мертвецовъ. Екатерина съ Бецкими задумывала отнять у всего дворянства принадлежавшее ему съ Петра значеніе хранителя и проводника европейскаго научнаго образованія и -передать это значеніе особому „среднему сословію , по- добному французской буржуазіи, сдѣлавъ его спеціальнымъ литомникомъ наукъ и художествъ. Но такого, сословія не существовало въ Россіи, его еще надобно было созидать,.:, Это была радикальная мѣра, хлопотливая и нѣсколько. само-, надѣянная. Въ ней сказался философскій XVIII вѣкъ, лю- бившій кроить общество по своимъ идеями. Новиковъ ду- мали, что удобнѣе кроить платье по плечу, чѣмъ выламы- вать плечо по платью. Онъ надѣялся обойтись наличными средствами, не ломая общества: вѣдь, легче издавать подез- — 265 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1