Ключевский В.О. Очерки и речи

— 266 — ныя книги для читателей изъ готовыхъ сословій, чѣмъ со- здавать особое сословіе для чтенія полезиыхъ книгъ. Онъ разсчитывалъ не на средній родъ людей, котораго у насъ не было, а на средній кругъ читателей, и его расчетъ со- стоялъ въ томъ, чтобы изъ грамотнаго люда разныхъ со- словій создать читающую публику. Въ этой средѣ онъ нахо- дись благопріятные задатки для успѣховъ просвѣщенія. Онъ самъ на сѳбѣ испыталъ ея значеніе для литературы: его Живописецъ выдержали въ прошломъ вѣкѣ пять изданій. Новиковъ объяснялъ такой успѣхъ журнала тѣмъ, что онъ пришелся по вкусу мѣщанъ, ибо, — добавлялъ онъ, — у насъ тѣ только книги четвертыми и пятыми изданіями печатаются, которыя этимъ простосердечнымъ людямъ по незнанію ими чужестранныхъ языковъ нравятся. Въ самомъ выборѣ чтенія здѣсь можно было найти болѣе нросвѣщеннаго вкуса и любо- знательности: по словами Новикова, въ числѣ любимыхъ книгъ у мѣщанъ были Синопсисъ, учебники русской иоторіи, Совершенное воспитаніе дѣтей и тому подобный книги, не пользовавшіяся никакими уваженіѳмъ просвѣщенныхъ людей большого свѣта. „Имѣй душу, имѣй сердце", — проповѣдывала гуманная педагогика вѣка, а это была прекрасная проповѣдь при без- душной школьной выучкѣ и безсѳрдечномъ вертопрашествѣ свѣтской мысли. Но мало сказать доброе правило, — надобно еще сотворить и научить, указать, какъ его исполнить, и подать примѣръ исполненія. И въ дѣлѣ просвѣщенія есть своя черновая часть. Сколько нужно понести пыли и грязи, чтооы вырастить хлѣоный злакъ? Современный сѣятель про- свѣщенія, выходя на свою ниву, находить много готовыхъ вспомогательныхъ средствъ для своего дѣла: не говоря о широко распространенномъ сознаніи пользы ученія, о внут- ренней потребности образованія въ значительной части обще- ства, объ обильномъ запасѣ учебной и образовательной литературы, достаточно вспомнить о довольно налаженномъ типографскомъ и книгопродавческомъ дѣлѣ. Правда, въ книж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1