Ключевский В.О. Очерки и речи

— 273 — факелъ и рѣшительно пошла противъ служившаго ей оча- гомъ общественнаго порядка. Тогда русскій образованный человѣкъ, если онъ, притомъ, былъ еще и человѣкъ мысля- щій, почувствовали себя въ неловкомъ положеніи. слуяшвшій ему образцомъ строй понятій, чувствъ, общественныхъ от- ношеній былъ осужденъ, какъ неразумный. Зданіе отече- ственной гралсданственности, надъ которыми онъ призванъ былъ трудиться, нельзя стало продолясать ни но старыми образцами, ни по новыми идеалами. Въ оясиданіи огромнаго крушенія, не надѣясь ничего найти на Западѣ для этой по- стройки, кромѣ раскаленной лавы да гнилыхъ развалинъ, онъ вынулсденъ былъ искать доморощенныхъ средствъ. Но, видя вокругъ себя умы больше воспаленные, чѣмъ просвѣ- щенные новыми идеями, люди новиковскаго направленія рѣ- шили, что для улучшенія общественнаго порядка каждый отдѣльный человѣкъ, пока не касаясь его основаній, дол- женъ обратиться къ самому себѣ, сосредоточить работу на своей личности, на своемъ личиомъ умственномъ и нрав- ственномъ усовершенствованіи, чтобъ этой дробною мозаиче- скою работой приготовить лсивой годный матеріалъ для бу- дущаго общества. Таки понимали этихъ людей хорошо зна- комый съ ними Карамзинъ: онъ называли ихъ христіанскими мистиками, пренебрегавшими школьною мудростью, но треоо- вавшими отъ своихъ учениковъ истинныхъ добродѣтелей и не вмѣшивавшимися въ политику. Та лее мысль о необходи- мости и достаточности личнаго усоввршенствованія для подъ- ема общественнаго порядка высказывалась и въ любимыхъ книгахъ этихъ людей, и въ ихъ собственныхъ признаніяхъ. „Въ школахъ и на ісаѳедрахъ твѳрдятъ: люби Бога, люби ближняго, но не воспитываютъ той натуры, коей любовь сія свойственна 11 . Это говорить И. В. Лопухинъ въ своихъ. за- нискахъ, настаивая на необходимости для человѣка морально переродиться, чтобы сродниться съ евангельскою нравствен- ностью и стать въ христіанскія отногаенія къ блиленимъ, къ обществу. А какъ эти люди считали возмоленымъ достигнуть 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1