Ключевский В.О. Очерки и речи

— 274 — такого дѳрерожденія и чего отъ него ожидали, о томъ чи- тайте въ книгѣ англійскаго моралиста Іоанна Масона о самопознаніи, переведенной членомъ кружка И. П. Тургене- выми и кружку лее посвященной. Эта книга учитъ, что чѣмъ лучше мы себя познаемъ, тѣмъ съ большею нользой зани- маемъ то мѣсто въ жизни человѣческой, на какое мы по- ставлены Провидѣніѳмъ, и что успѣхи въ наукѣ познанія самого себя сопровождаются быстрыми и счастливыми измѣ- неніемъ нравовъ и мыслей человѣчеекнхъ *). Могутъ сказать, что въ такомъ взглядѣ много оптнмистическаго самооболь- щенія, что нравственный уровень обществъ таки же мало зависитъ отъ совершенства отдѣльныхъ его членовъ, какъ мало поднимается температура окружающаго воздуха отъ подъема ртути въ термометрѣ, который держитъ теплая рука. Я п не вхожу въ разборъ этого взгляда, а хочу только отмѣтнть моментъ, когда, но моему мнѣнію, образованный русскій человѣкъ впервые почувствовали затруднительность своего культурнаго положенія и какъ онъ пытался выйти изъ этого затрудненія. Опять скажутъ: люди новиковскаго кружка нашли такой выходи, потому что были масоны, мар- тинисты, и ихъ христіанскія добродѣтели сильно омрачены этою сектантскою тѣнью. Можно сказать и таки, можно и наоборотъ: они потому стали и масонами, что нашли такой выходъ изъ своего затрудненія, больше масонствовали, чѣмъ были масонами; они — воспользуемся ихъ же фигурными язы- комъ — вступили въ составь „малаго избраннаго народа 11 вольныхъ каменщиковъ только для того, чтобы самихъ себя переработать въ пригодные камни для мысленнаго храма Соломонова, т.-е. для будущаго идеальнаго русскаго обще- ства. Что же касается ихъ добродѣтелей, то я не берусь судить, насколько нравственная доблесть Гамалѣя тускнѣла отъ того, что онъ прикрывали ее отъ недоброжелательныхъ *) Іоаина Масона: «Познаніе самого себя», перевели съ нѣмец- каго I. Т. Москва, 1783 г., ч. 1, стр. 12; ч. 2, стр. 32.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1