Ключевский В.О. Очерки и речи

— 284 — ноѳ употреблѳніе нѣкоторыхъ прекрасныхъ словъ такъ насъ съ ними знакомить, что, выговаривая ихъ, человѣкъ ничего уже не мыслить, ничего не чувствуетъ“. Но, кромѣ пре- красныхъ мыслей и чувствъ Стародума, Правдина, Софьи, поучающихъ прямо своимъ простыми, всѣмъ открытыми смысломъ, въ ісомедіи есть еще лсивыя лица съ своими стра- стями, интригами и пороками, который ставятъ ихъ въ слолсныя, запутанныя пололсенія.'_Нравственный смыслъ этихъ драматическихъ лицъ и нололсеній не декламируется громко на сценѣ, далее не нашентывается изъ суфлерской будки, а остается за кулисами скрытыми режиссеромъ, направляющими ходи драмы, слова и поступки дѣйствующихъ лицъ. Молено ли ручаться, что глазъ воспрінмчиваго молодого наблюдателя доберется до этого смысла разыгрываемыхъ передъ пимъ леитейскихъ отношеніп и это усиліе произведетъ на него надлежащее воспитательное дѣйствіе, доставить здоровую пищу его эстетическому ощущенію и нравственному чувству? Не слѣдуетъ ли стать подлѣ такого читателя или зрителя Недоросля съ осторожнымъ комментаріемъ, стать внят- ными, но не навязчивыми суфлеромъ? Недоросль включается въ составь учебной хрестома- тіп русской литературы и не снять еще съ тѳатральнаго репертуара. Его обыкновенно даютъ въ зимнее каникуляр- ное время и, когда они появляется на афишѣ, взрослые говорятъ: это — спектакль для гимназистовъ и гимназистокъ. Но и сами взрослые охотно слѣдуютъ за своими подростками поди благовидными прикрытіемъ обязанности проводниковъ и не скучаютъ спѳктаклемъ, далее весело вторятъ шумному смѣху своихъ несовершеннолѣтнихъ сосѣдей и сосѣдокъ. Молено безъ риска сказать, что Недоросль доселѣ не утратили значительной доли своей былой худоясественной власти ни надъ читателеми, ни надъ зрителемъ, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каяедомъ шагу обнарулсивающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарѣлый языки, ни на обветшавшія сценическія условно-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1