Ключевский В.О. Очерки и речи

— 289 — 'Стомъ рѣзче оттѣішть ихъ темныя физіономіи. Онѣ выпол- няютъ въ драмѣ назначеніе, похожее на то, какое имѣютъ въ фотографическомъ кабинетѣ ширмочки, горшки съ цвѣ- тами и прочіе приборы, предназначенные регулировать свѣтъ и перспективу. Таковы онѣ должны быть по тогдашней драматической теоріи; можетъ быть, таковы онѣ были и по плану автора комедіи; но не совсѣмъ такими представляются ■онѣ современному зрителю, не забывающему, что онъ видитъ передъ собой русское общество прошлаго вѣка. Правда ■Стародумъ, Милонъ, Правдинъ, Софья не столько живыя лица, сколько моралистическіе манекены; но вѣдь и ихъ дѣйствительные подлинники были не живѣе своихъ драма- тическихъ снимковъ. Они наскоро затверяіивали и, запинаясь, читали окружающимъ новыя чувства и правила, которыя кой-какъ прилаживали къ своему внутреннему существу, какъ прилаживали заграничные парики къ своимъ щетини- стымъ головамъ; но эти чувства и правила такъ же меха- нически прилипали къ ихъ доморощеннымъ, природными понятіямъ и привычками, какъ тѣ парики къ ихъ головамъ. Они являлись ходячими, но еще безжизненными схемами новой хорошей морали, которую они надѣвали на себя, какъ маску. Нужны были время, усилія и опыты, чтобы пробу- дить органическую жизнь въ этихъ, пока мертвенныхъ, культурныхъ препаратахъ, чтобы эта моралистическая маска успѣла врасти въ ихъ тусклыя лица и стать ихъ живой нравственной физіономіей. Гдѣ, напримѣръ, оыло взять Фон- визину живую благовоспитанную племянницу Софью, когда такія племянницы всего лѣтъ за 1 5 до появленія Недоросля только еще проектировались дядюшкой Бецкимъ въ разныхъ педагогическихъ докладахъ и начертаніяхъ; когда учрежден- ный съ этой цѣлыо воспитательныя общества для благород- ныхъ и мѣщанскихъ дѣвицъ по его заказу лѣпили еще первые пробные образчики новой благовоспитанности, а сами эти дѣвицы, столь заботливо задуманный педагогически, подобно нашей Софьѣ, только еще садились за чтеніе Фене- 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1