Ключевский В.О. Очерки и речи

— 290 — лоновыхъ и другихъ трактатовъ о своемъ собственном!., воспитаніп? Художники могъ творить только изъ матеріала, подготовленнаго педагогомъ, и Софья вышла у него свѣже- изготовленной куколкой благонравія, отъ которой вѣетъ еще сыростыо педагогической мастерской. Так ими образомъ, Фонвизинъ остался художникомъ и въ видимыхъ недо- статісахъ своей комедіи не измѣнилъ художественной правдѣ, и въ самыхъ своихъ карикатурахъ онъ не могъ сдѣлать живыя лица нзъ ходячихъ мертвѳцовъ или туманныхъ при- видѣній; но изображенный имъ свѣтлыя лица, не становясь живыми, остаются дѣйствитѳльными лицами, изъ жизни взя- тыми явленіями. Да и такъ ли они безжизненны, какъ привыкли пред- ставлять ихъ? Какъ новички въ своей роли, они еще нетвердо ступаютъ, сбиваются, повторяя уроки, едва затверженные изъ Лябрюйера, Дюкло, Наказа и другихъ тогдашнихъ учеб- никовъ публичной и приватной морали; но какъ новообра- щенные, они немного заносчивы и не въ мѣру усердны. Они еще сами не насмотрятся на свой новенькій нравствен- ный уборъ, говорятъ такъ развязно, самоувѣренно и само- довольно, съ такимъ вкусомъ смакуютъ собственную акаде- мическую добродѣтель, что забываютъ, гдѣ они находятся, съ кѣмъ имѣютъ дѣло, и оттого иногда попадаютъ впросакъ, чѣмъ усиливаютъ комизмъ драмы. Стародумъ, толкующій госпожѣТІростаковой пользу географіи тѣмъ, что въ поѣздкѣ съ географіей знаешь, куда ѣдѳшь, право, не менѣе и не болѣе живое лицо, чѣмъ его собесѣдница, которая съ обычной своей рѣшительностыо и довольно начитанно возражаешь ему тонкимъ соображеніемъ, заимствованным!, изъ 'одной повѣсти Вольтера: „Да извощики-то на что жъ? Это ихъ дѣло“. Умные, образованные люди такъ самодовольно потѣшаются надъ этимъ обществомъ грубыхъ или жалкихъ дикарей, у которыхъ они въ гостяхъ, даже надъ такими пѣтыми дура- ками, какими они считаютъ Митрофана и Тараса Скоти- нина, — что послѣдній обнаружили необычную ему зоркость,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1