Ключевский В.О. Очерки и речи

— 292 — Фонвизину въ ней какъ-то удалось стать прямо передъ русской дѣйствительностыо, взглянуть на нее просто, непо- средственно, въ упоръ, глазами, не вооруженными никакимъ стекломъ, взглядомъ, ненреломленнымъ никакими точками зрѣ- нія, и воспроизвести ее съ безотчетностью художественнаго пониманія. Срисовывая, что наблюдалъ, онъ, какъ испытанный художникъ, не отказывался и отъ творчества; но на этотъ разъ и тамъ, гдѣ онъ надѣялся творить, онъ только копи- ровала Это произошло оттого, что на этотъ разъ поэтическій взглядъ автора сквозь то, что казалось, нроникъ до того, что дѣйствительно происходило; простая, печальная правда жизни, прикрытая бьющими въ глаза миражами, подавила шаловливую фантазію, обыкновенно принимаемую за твор- чество, и вызвала къ дѣйствію высшую творческую силу зрѣнія, которая за видимыми для всѣхъ призрачными явле- ніями умѣетъ разглядѣть никѣмъ не замѣчаемую дѣйстви- тельность. Стекло, которое доетигаетъ до невидимыхъ про- стыми глазомъ звѣздъ, сильнѣе того, которое отражаетъ занимающіе дозужихъ зрителей блуждающіе огоньки. Фонвизинъ взялъ героевъ Недоросля прямо изъ житейскаго омута, и взялъ, въ чемъ засталъ, безъ всякихъ культурныхъ покрытій, да такъ и поставили ихъ на сцену со всей неурядицей ихъ отношеній, со всѣмъ содомомъ ихъ неприоранныхъ инстинктовъ и интересовъ. Эти герои, выхва- ченные изъ общественнаго толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни въ какомъ благоустроенномъ обществѣ: авторъ взялъ ихъ на время для показа изъ-подъ полицейскаго надзора, куда и поспѣшилъ возвратить ихъ въ концѣ пьесы при содѣйствіи чиновника Правдина, который и приняли ихъ въ казенную опеку съ ихъ деревнями. Эти незабавные люди, задумывая преступный вещи, туда же мудрятъ Ци хитрятъ, но, какъ люди глупые и растерянные, къ тому же до самозабвенія злые, они сами вязнутъ и топятъ другъ друга въ грязи собственныхъ козней. На этомъ и построенъ комизмъ Н е д о-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1