Ключевский В.О. Очерки и речи

росля. Глупость, коварство, злость, преступленіе вовсе нѳ смѣшны сами по себѣ; смѣшно только глупое коварство, попавшееся въ собственный сѣти, смѣшна злобная глупость, обманувшая сама себя и никому ни причинившая задуман- наго зла. Недоросль — комедія не лицъ, а пололсеній. Ея лица комичны, но не смѣшны, комичны, какъ роли, и вовсе не смѣшны, какъ люди. Они могутъ забавлять, когда видишь ихъ на сценѣ, но тревожатъ и огорчаютъ, когда встрѣчаешь внѣ театра, дома или въ обществѣ. Фонвизинъ заставилъ печалъно-дурныхъ и глупыхъ людей играть забавно- веселыя и часто умныя роли. Въ этомъ тонкомъ различеніи людей и ролей художественнное мастерство его Недо- росля; въ немъ же источникъ того сильнаго впечатлѣнія, какое производить эта пьеса. Сила впечатлѣнія въ томъ, что оно составляется изъ двухъ противоположныхъ элемен- товъ: смѣхъ въ театрѣ смѣняется тяжелымъ раздумьемъ по выходѣ изъ него. Пока разыгрываются роли, зритель смѣется надъ положеніями себя перехитрившей и самое себя нака- зывающей злой глупости. Но вотъ кончилась игра, ушли актеры, и занавѣсъ опустился — кончился и смѣхъ. Прошли забавныя положенія злыхъ людей, но люди остались, и, изъ душнаго марева электрическаго свѣта вырвавшись на про- низывающую свѣжесть уличной мглы, зритель съ ущемлен- нымъ сердцемъ припоминаетъ, что эти люди остались и онъ ихъ встрѣтитъ вновь прелсде, чѣмъ они попадутся въновыя заслуженный ими положенія, и онъ, зритель, запутается съ ними въ ихъ темныя дѣла, и они сумѣютъ наказать его за это раньше, чѣмъ успѣютъ сами наказать себя за свою лее перехитрившую себя злую глупость. Въ Недорослѣ показана зрителю залситочная дворян- ская семья екатерининскаго времени въ невообразимо хаоти- ческомъ состояніи. Всѣ понятія здѣсь опрокинуты вверхъ дномъ и исковерканы; всѣ чувства выворочены на изнанку; не осталось ни одного разумнаго и добросовѣстнаго отноше- нія; во всемъ гнетъ и произволъ, лоясъ и обманъ, и кру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1