Ключевский В.О. Очерки и речи

— 295 — Вральманъ, подрядившійся учить всѣмъ наукамъ, не учить ровно ничему и учить не молсетъ, потому что самъ ничего не знаетъ, далее мѣшаетъ учить другими, оправдывая передъ матерью свою педагогику тѣмъ, что головушка у ея сынка гораздо слабѣе его брюха, а и оно не выдерживаете изли- шней набивки; и за это доступное материнско-простаковскому уму сообралсеніе Вральманъ— единственный человѣкъ въ домѣ, съ которыми хозяйка обращается прилично, далее съ посильными для нея респектомп. Обобрави все у своихи крестьянп, госпояса Простаісова скорбно недоумѣваетп, каки это она улее ничего си нихп содрать не моясетн — такая бѣда! Она хвастается, что пріютила у себя сиротку- родственницу со средствами, и исподтишка обираети ее. Благодѣтельница хочети пристроить эту сиротку Софью за своего братца бези ея спроса, и тотъ не прочь отъ этого не потому, что ему нравится „дѣвчонка", а потому что въ ея деревенысахи водятся отличныя свиньи, до которыхъ у него „смертная охота". Она не хочети вѣрить, чтобы воскреси страшный ей дядя Софьи, котораго она признала умершими только потому, что улей нѣеколысо лѣтъ поминала его въ церкви за упокой, и рветъ и мечети, готова глаза выцара- пать всякому, кто говорить ей, что они и не умирали. Но самодуръ-баба — страшная трусиха и подличаетъ передъ всякой силой, съ которой не надѣется справиться, — передъ богатыми дядей Стародумомъ, желая устроить нечаянно разбогатѣвшую братнину невѣсту за своего сынка; но когда ей отказ ываютъ, она рѣшается обманомъ насильно обвѣн- чать ее съ сыномъ, т. е. вовлечь въ свое безбожное безза - коніе самую церковь. Разсудокъ, совѣсть, честь, стыди, при- личіе, страхи Болсій и человѣческій — всѣ основы п скрѣпы общественнаго порядка горятъ въ этомъ нростаковско-скоти- нинскомъ аду, гдѣ чортъ — сама хозяйка дома, какъ назы- ваете ее Стародуми, иногда она, наконецъ, попалась, когда вся ея нечестивая паутина разорвана была метлой закона, она, бросившись на колѣнн передъ его блюстителемъ, отпѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1