Ключевский В.О. Очерки и речи

— 297 — права дворянъ и ничего, кромѣ правъ, т. е. никакихъ обя- занностей, на дворянъ не возлагалъ, по толкованію госпожи Простановок. Права безъ обязанностей юридическая нелѣ- пость, каісъ слѣдствіе безъ причины нелѣпость логическая; сословіе съ одними правами безъ обязанностей политическая невозможность, а невозможность существовать не молсетъ. Госпожа ІІростакова возмнила русское дворянство такою невозмолсностыо, т. е. взяла да и произнесла смертный прн- говоръ сословію, которое тогда вовсе не собиралось умирать и здравствуетъ доселѣ. Въ этомъ и состояла ея безсмыслица. Но дѣло въ томъ, что когда этотъ знаменитый указъ Петра III былъ изданъ, очень многіе изъ русскихъ дворянъ подняли руки на свое сословіе, поняли его такъ же, какъ поняла госпожа Простакова, происходившая изъ „великаго и ста- риннаго" рода Скотининыхъ, какъ называетъ его самъ ея братъ, самъ Тарасъ Скотининъ. по его же увѣренію, „въ родѣ. своемъ не послѣдній". Я не могу попять, для чего Фонви- зинъ допустилъ Стародума и Правдина въ бесѣдѣ со Ско- тининымъ трунить надъ стариной рода Скотининыхъ и искушать генеалогическую гордость простака Скотинина намекомъ, что пращуръ его, пожалуй, даже старше Адама, „создашь хоть въ шестой лее день, да немного попрежде Адама", что Софья потому и не пара Скотинину, что она дворянка: вѣдь сама комедія свидѣтельствуетъ, что Скоти- тининъ имѣлъ деревню, крестьянъ, былъ сынъ воеводы, зиачитъ, былъ тоже дворянинъ, далее причислялся по табели о рангахъ къ „лучшему старшему дворянству во всякихъ достоинствахъ и авантажахъ", а потому пращуръ его не могъ быть созданъ въ одно время съ четвероногими. Какъ это русскіе дворяне прошлаго вѣка спустили Фонвизину, который самъ былъ дворянинъ, такой неловкій намекъ? Можно сколько угодно шутить надъ юриспрудендіей госпожи Простаковой, надъ умомъ г. Скотинина, но не надъ ихъ предками: шутка надъ скотивинской генеалогіей, притомъ съ участіемъ библейскихъ сказанін, со стороны Стародума

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1