Ключевский В.О. Очерки и речи

— 303 — Митрофанъ, очень устойчивый и живучіп типъ въ русскомъ. обществѣ, пережившій самое законодательство о недоросляхъ, умѣвшій „взвесть“ не только дѣточекъ, по предсказанію его матери госпожи Иростаковой, но и внучекъ, „временъ новѣй- шихъ Митрофановъ", какъ выразился Пушкинъ. Митрофану Фонвизина скоро 16 лѣтъ; но онъ еще состоитъ въ недо- росляхъ: по закону 1736 г. срокъ ученія (т. е. званіе) недоросля былъ продолженъ до 20 лѣтъ. Митрофанъ, по состоянію своихъ родителей, учится дома, а не въ школѣ: тотъ же законъ дозволялъ воспитываться дома недорослямъ со средствами. Митрофанъ учится уже года четыре и изъ рукъ вонъ плохо: но часослову едва бредетъ съ указкой въ рукѣ и то лишь подъ диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по ариѳметикѣ „ничего перенялъ“ у отставного сержанта Цыфиркина, а „по-французски и всѣмъ наукамъ" его совсѣмъ не 'учитъ н самъ учитель, дорого нанятой для обученія этимъ „всѣмъ наукамъ" бывшій кучеръ, нѣмецъ Вральманъ. Но мать очень довольна и этимъ послѣднимъ учителемъ, который „ребенка не неволить", и успѣхамп своего „ребен- ка", который, по ея словамъ, столько уясе смыслить, что и самъ взведетъ дѣточекъ. У нея природное, фамильное ско- тининское отвращеніе отъ ученья: „безъ наукъ люди живутъ и жили", внушительно заявляетъ она Стародуму, помня завѣтъ своего отца, сказавшаго: „не будь тотъ Скотининъ, кто чему-нибудь учиться захочетъ". Но и она знаетъ, что „нынѣ вѣкъ другой", и, труся его, съ суетливой досадой готовить сына „въ люди": неученый поѣзжай-ка въ Петер- бургъ — скажутъ, дуракъ. Она балуетъ сына, „пока онъ еще въ недоросляхъ"; но она .боится службы, въ которую ему, „избави Боже", лѣтъ черезъ десятокъ придется вступить. Требованія свѣта и службы навязывали этимъ людямъ нена- вистную имъ науку, и они тѣмъ искреннѣе ее ненавидѣли. Въ этомъ и состояло одно изъ трагикомическихъ затрудне- ній, какія создавали себѣ эти люди непониманіемъ своего сословнаго ноложенія, надѣлавшимъ имъ столько Митрофа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1