Ключевский В.О. Очерки и речи

— 305 — Тогда мирное образовательное назначеніе, предположенное для дворянства преобразователемъ, все настойчивѣе стало выступать впередъ. Готово было, ожидая дѣятелей, и бла- годатное, мирное поле, работая на которомъ дворянство могло сослужить отечеству новую службу, нисколько не меньше тон, какую оно служило на ратномъ полѣ. Крѣпо- стные крестьяне бѣдствовали и разорялись, предоставленные въ отсутствіе помѣщиковъ произволу сборщиковъ податей, старость, управляющихъ, приказчиковъ, которыхъ само пра- вительство уподобляло волками. Помѣщикъ считался тогда естественнымъ покровителемъ и хозяйственнымъ опекуномъ своихъ крестьянъ, и его присутствіе среди нихъ разсматри- валось, какъ благодѣяніе для нихъ. Потому и для государ- ства дворянинъ въ деревнѣ сталъ не менѣе, если не болѣе нуженъ, чѣмъ въ казармѣ. Вотъ почему со смерти Петра постепенно облегчались лежавшія на дворянствѣ тягости по службѣ, но взамѣнъ того осложнялись его обязанности по землевладѣнію. Съ 1736 г. безсрочная военная служба дво- рянина ограничена 25-лѣтнимъ срокомъ, а въ 1762 г. дано служащимъ дворянамъ право отставки по ихъ усмотрѣнію. Зато на помѣщиковъ возложена отвѣтственность за подат- ную исправность ихъ крестьянъ, а нотомъ обязанность кор- мить ихъ въ неурожайные годы и ссужать сѣменами для посѣвовъ. Но и въ деревнѣ государству нуженъ былъ обра- зованный, разумный и человѣколюбивый помѣщикъ. Потому правительство не допускало ни малѣйшаго ослабленія учеб- ной повинности дворянства, угрозой отдавать неучей въ матросы безъ выслуги загоняло недорослей въ казенный школы, устанавливало періодическіе экзамены для воспи- тывавшихся дома, какъ и въ школѣ, предоставляло значи- тельный преимущества по службѣ обученнымъ новикамъ. Самую обязанность дворянства служить стали разсматривать не только какъ средство комплектованія арміи и флота офи- церскими дворянскими запасомъ, но и какъ образовательное средство для дворянина, которому военная служба сообщала 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1