Ключевский В.О. Очерки и речи

— 309 — себѣ самомъ показать другими классамъ общества, какія средства даетъ для общежитія образованіе, когда становится такой же потребностью въ духовномъ обиходѣ, какую соста- вляетъ питаніе въ обиходѣ физическомъ, а не служить только скаковымъ препятствіемъ, черезъ которое перепры- гиваютъ для полученія больишхъ чиновъ и доходныхъ мѣстъ, или средствомъ пріобрѣтенія великосвѣтскаго лоска, какъ косметическое подспорье парикмахерскаго прибора. Можно было опасаться, сумѣетъ ли русское дворянство выбрать изъ бывшаго въ европейскомъ оборотѣ запаса зна- ній, идей, воззрѣній то, что было ему нужно для домашняго дѣла, а не то, чѣмъ молено было пріятно наполнить досужее бездѣлье. Опасеніе поддерживали вѣсти, шедшія изъ-за гра- ницы, о посланныхъ туда въ науку русскихъ молодыхъ людяхъ, которые охотнѣе посѣщали европейскія австеріи и „редуты “ (игорные дома), чѣмъ академіи и другія школы, и „срамотными поступками" изумляли европейскую полицію. Грозила и другая опасность: въ новыя губернскія учрежде- нія дворянство могло принести свой старый привычный взглядъ на граясданскую службу, какъ на „кормленіе щтъ дѣлъ". Дворяне прошлаго вѣка относились къ этой службѣ съ прѳнебреженіемъ, однако не брезговали ею ради ея „наживочныхъ" удобствъ и далее пользовались ею, какъ средствомъ уклоняться отъ военной службы. ІІосошковъ въ свое время горько сѣтовалъ на дворянъ „молодиковъ", кото- рые „живутъ у дѣлъ вмѣсто военнаго дѣла“, да учатся, „какъ бы имъ налеивать и слулебы отлынять". Правительство начало заботиться объ учебной подготовкѣ дворянства къ гражданской слуяебѣ раньше, чѣмъ снята была съ сословія срочная воинская повинность. По многопред- метной программѣ открытаго въ 1731 г. шляхетнаго кадет- скаго карпуса кадеты доллены были обучаться, между про- чими, риторикѣ, географіи, исторіи, геральдикѣ, юриспру- денціи, морали. Образованные русскіе люди того времени, напримѣръ, Татищевъ (въ Разговорѣ о пользѣ наукъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1