Ключевский В.О. Очерки и речи

— 326 — казалось наоборотъ. Такъ вмѣстѣ съ знаніемъ людей Екате- рина выработала себѣ и лучшее средство пріобрѣтать ихъ — вниманіе къ человѣку, умѣнье входить въ его положеніе и настроеніе, угадывать его нужды, заднія мысли и невы- сказанный желанія: во-время давъ собесѣднику почувствовать, что и онъ самъ, и его слова поняты въ наилучшѳмъ для него смыслѣ, она овладѣвала его довѣріемъ. Въ этомъ заклю- чалась тайна нѳотразимаго вліянія, какое, по словамъ испы- тавшей его на себѣ княгини Дашковой, Екатерина умѣла своимъ восхитительными обращеніемъ производить на тѣхъ, кому хотѣла нравиться. Привычка слушать могла далее пре- вращаться у нея въ автоматическую манеру: слушая знако- мую возвышенно-скучную трескотню какого-нибудь Бецкаго, она сохраняла видъ вниманія, думая совсѣмъ о другомъ. И она хорошо знала людей, съ которыми ей приходилось вести дѣла, отъ своей горничной Марьи Саввишны Перекуснхиной до короля Фридриха II Великаго. Эти свойства помогли ей выработать пригодныя средства дѣйствія въ средѣ, гдѣ ей пришлось дѣйствовать. „Като (Cathos, какъ звали Екатерину въ обществѣ Воль- тера) лучше видѣть издали", писала Екатерина Гримму въ 1778 г., прося его отговорить 80-лѣтняго фернейскаго пу- стынника отъ непосильной для его лѣтъ поѣздки въ С.-Пе- тербургъ. Люди, близко видавшіе ее, находили въ ней не мало слабостей. Ее упрекали въ славолюбіи, „въ самолюбіи до безконечности“, въ тщеславіи, любви къ лести. Можетъ быть, корни этихъ слабостей лежали въ самомъ ея характерѣ; но, несомнѣнно, въ ихъ развитіии формахъ обнаруженія при- нимала участіе ея политическая судьба. Честолюбіе и слава суть потаенныя пружины, которыя приводятъ въ движеніе государей, сказалъ однажды Фридрихъ II русскому послу, говоря о Екатеринѣ. Но Екатеринѣ необходимо было поль- зоваться этими пружинами по разечетамъ безопасности. Слава была для нея средствомъ упрочить за собой пріобрѣтенное положеніе. Эта необходимость, возбуждая самолюбіе, удержи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1