Ключевский В.О. Очерки и речи

— 339 — любила приписывать свои успѣхи сотрудникамъ и счастью: „повѣрьте, говорила она принцу де-Линю, я только что счаст- лива, и если мною нѣсколысо довольны, то это потому, что я нѣсколько постоянна и одинакова въ своихъ привычкахъ“. Но кн. ІЦербатовъ упрекаетъ ее въ такой измѣнчивости, „что рѣдко и одинъ мѣсяцъ одинаковая у ней система въ разсужденіи правленія бываетъ". Должно быть, этотъ упрекъ относится больше къ ея пріемамъ дѣйствія. Въ этомъ отно- шеніи она не была особенно строга. Ссылаясь на примѣръ донъ-Базиліо въ Севильском ъ цирюльник ѣ, она пи- сала: „и у меня есть кой-какія маленькія правила, который я прилагаю съ извѣстнымъ разнообразіемъ". Оиа думала, что каждый принимаетъ тонъ п складъ своего положенія и что для успѣха. въ этомъ мірѣ иногда необходимо разнообра- зить свою походку. Держась извѣстныхъ нринциповъ, она не считала необходимыми возводить въ неподвижную систему пріемы дѣйствія, сообразуемые съ вѣчно мѣняющимися мину- тами. Сопоставляя представительным французскія собранія при Калоннѣ и Неккѳрѣ съ своею коммиссіей 1767 г., она писала: „Мое собраніе депѵтатовъ вышло удачнымъ, потому что я сказала имъ: знайте, вотъ каковы мои начала; теперь выскажите свои жалобы; гдѣ башмакъ жметъ вамъ ногу? Мы постараемся это поправить; у меня нѣтъ системы, я желаю только общаго блага“. Оставаясь вѣрной разъ поставленными задачами, она не держалась педантически однообразныхъ пріемовъ дѣйствія, умозрительно разсчитанныхъ и не согла- сованных!, съ наличными условіями дѣла. Она вообще не принадлежала къ числу людей, готовыхъ во имя порядка ввести анархію, и не хотѣла своему правовѣрію старообряд- чески жертвовать самою вѣрой. Такой выборъ пріемовъ по- казываетъ, что изъ политической философіи путемъ ея изу- ченія Екатерина извлекла больше политики, чѣмъ филосо- фіи. Этотъ выборъ облегчался умѣньемъ Екатерины смотрѣть въ глаза дѣйствительности прямо и просто и даже находить въ своемъ юморѣ утѣшеніе при видѣ неустранимыхъ золъ. 22 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1