Ключевский В.О. Очерки и речи

360 — выразился въ одномъ документѣ сенаторъ А. П. Бестуясевъ- Рюминъ, то иа медаляхъ въ память коронаціи Екатерины была сдѣлана надпись: „За спасеніе вѣры и отечества". Церковные проповѣдники, особенно архіепископъ новгородсісій Димитрій Сѣченовъ, первый членъ св. синода, еще смѣлѣе и восторженнѣе провозглашали Екатерину защитницей вѣры, благочестія и отечества, возстановительницей чести и до- стоинства своихъ подданныхъ, „всѣхъ скорбей и печалей нашихъ окончаніемъ", и признавали событіе 28 іюня дѣломъ Божіимъ, чуднымъ строеніемъ не человѣческаго ума и силы, но Божіихъ несказанныхъ судебъ и Его премудраго совѣта. яБудутъ чудо сіе восклицать проповѣдники, говорилъ въ коронаціонномъ словѣ архіепископъ Димитрій: напишутъ въ книгахъ историки, прочтутъ съ охотою ученые, послушаютъ въ сладость некнижные, будутъ и послѣдніе роды повѣство- вать чадамъ своимъ и прославлять величія Божія". Екате- рина, разумѣется, охотно усвоила взглядъ церковныхъ про- повѣдниковъ на дѣло 28 іюня и думала увѣковѣчить его въ законодательствѣ, какъ достопамятный историческій фактъ: въ сохранившемся собственноручномъ черновомъ проектѣ манифеста о престолонаслѣдіи она писала, что чудный про- мыслъ Всевышняго „вручилъ намъ самодержавство сей импе- ріи образомъ человѣческимъ предвѣдѣніемъ непостижимымъ" . На восторженный привѣтствія Екатерина отвѣчала рѣши- тельнымъ осужденіемъ павшаго правительства и заявленіемъ широкой программы и совершенно новаго направленія на- чавшагося царствованія. Въ манифестахъ и указахъ читали о вредѣ самовластія и гибельныхъ слѣдствіяхъ, какія отъ самовольнаго, необузданнаго и никакому человѣческому суду не подлежащаго властителя произойти могутъ. Съ высоты престола предъ Богомъ цѣлому свѣту сказывалось, „что отъ руки Боясіей пріяли всероссійскій престолъ не на свое соб- ственное удовольствіе, но на расширеніѳ славы Его и на учрежденіе добраго порядка и утвержденіе правосѵдія въ любезномъ нашемъ отечествѣ", заявлялось правило неоспо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1