Ключевский В.О. Очерки и речи

— 29 — сорокъ разъ примѣрь и одиііъ разъ отрѣжь. Голосъ, топь и складъ рѣчи, манера чтенія, — вся совокупность его пре- лодавательскихъ средствъ и пріемовъ давала понять, что все, что говорилось, было тщательно и давно продумано, взвѣшено и измѣрено, отвѣяно отъ всего лишняго, что обыкновенно пристаетъ къ зрѣющей мысли), и получило свою настоящую форму, окончательную отдѣлку. Вотъ почему его мысль чистым!) и полновѣснымъ зерномъ падала въ умы слушателей. Гармонія мысли и слова ! Какъ легко произнести эти складиыя слова и какъ трудно провести ихъ въ препода- ваніи! Думаю, что возможность этого находится за предѣ- лами преподавательской техники, нашей дидактики и мето- дики, и требу етъ чего-то болынаго, чего-то такого, что требуется всякому человѣку, а не преподавателю только. Студенты, какъ извѣстно, обладаютъ особымъ чутьемъ профессорской подготовки : они очень быстро угадывають, излагаетъ ли имъ преподаватель продуманный и провѣ- репныя знанія, хорошо выдержанный и устоявшіяся возг зрѣнія, или только вчерашнія пріобрѣтенія своего ума, сырыя мысли, если можно такъ выразиться. Слушая Со- ловьева, мы смутно чувствовали, что съ нами бесѣдуетъ человѣкъ, много и очень много знающій и подумавшій обо всем % о чемъ слѣдуетъ знать и подумать человѣку, и всѣ свои передумаиныя знанія сложившій въ стройный порядокъ, въ цѣльное міроеозерцаніе, чувствовали, что до насъ доно- сятся только отзвуки большой умственной и нравственной работы, какая когда-то была исполнена падъ самимъ собой .этимъ человѣкомъ и которую должно рано или поздно исполнить надъ собой каждому изъ насъ, если онъ хочетъ стать настоящимъ человѣкомъ. Этимъ особенно и усили- валось впечатлѣніе лекцій Соловьева : его слова предста- влялись намъ яркими строками на освѣіценномъ извнутри фонарѣ. Оно и понятно: студенту старшихъ семестровъ уже видрѣется жизненный путь, на который ему придется

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1