Ключевский В.О. Очерки и речи

— 369 — телями. Въ этомъ сознаніи источники той горячей энергіи, съ какою заговорила при Екатеринѣ журнальная и театраль- ная сатира, повидимому такъ мало подходившая къ блеску и успѣхамъ той эпохи. Самообличеніе было прямымъ слѣд- ствіемъ разумно направленнаго патріотическаго чувства: изъ любви къ отечеству обличали себя, недостойныхъ сыновъ его. Эта сатира не подняла замѣтно уровня жизни: частные и общественные недостатки и пороки остались на своихъ мѣстахъ; но они были обличены и сознаны, т.-е. стали менѣе заразительны, а это подавало надежду, что дѣти не все уна- слѣдуютъ отъ своихъ неисправимыхъ отцовъ. За то мысль необычайно оживилась, особенно благодаря „свободоязычію , простору, какой давала ей въ литѳратурѣ Екатерина, сама принимавшая дѣятельное участіе въ этомъ литературномъ движеніи. Обличая отечественные недуги, мыслящіѳ люди того времени много передумали и притомъ о такихъ пред- метахъ, что самая наклонность размышлять о нихъ есть уже признакъ значительнаго подъема умовъ. Въ этомъ помогло имъ, конечно, вліяніе просвѣтительной литературы. Изъ запи- сокъ Порошина и Винскаго видимъ, что въ людяхъ образо- ванныхъ и даже полуобразованныхъ это вліяніе возбуждало интересъ къ политикѣ и морали, къ изученію устройства государствъ и состава людскихъ обществъ. Порошинъ, пре- подаватель математики при вел. кн. ІІавлѣ, разговаривали съ своими ученикомъ о сочиненіяхъ Монтескье и Гельвеція, о необходимости читать ихъ для просвѣщенія разума, при- готовляли для вел. князя книгу Государственный ме- ханизму въ которой „хотѣлъ показать разный части, коими движется государство, изъяснить, напримѣръ, сколько надобенъ солдатъ, сколько земледѣлецъ, сколько купецъ и проч. и какою кто долею споспѣшествуетъ всеобщему благо- денствію, что не можетъ государство быть никоими образомъ благополучно, когда одннъ какой чинъ процвѣтаетъ, а прочіе въ пренебреженіи“. Надобно много и много жалѣть, что одному изъ образованнѣйшихъ и благороднѣйшихъ русскихъ 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1