Ключевский В.О. Очерки и речи

— 370 — людей XYIII в. не удалось написать задуманнаго имъ сочи ненія, которое могло бы послужить прекрасными показате лемъ роста русской политической мысли въ томъ вѣкѣ. Образованными людями екатерининскаго времени и принад- лежите заслуга возбужденія цѣлаго ряда важныхъ вопро- совъ, нади которыми много работала мысль дальнѣйшихи поколѣній: оби отношеніи Россіи кп Западной Европѣ, оби отношенін новой Россіи кп древней, оби изученіи націо- нальнаго характера, о согласованіи національнаго си обще- человеческими, самобытиаго народнаго развитія си необходи- мостью подражать опередившими народами. Поди вліяніеми непривычной работы мысли нади вопросами морали, поли- тики и оощежитія законодательный и литературный языки получили философско-моралистическую окраску, запестрѣлн отвлеченной терминологіѳй акадѳмическаго краснорѣчія, вы- ражающей нравственный основы и связи общежитія. Пошли ви ходи слова, добро нравіе или благонравіе, чело- вечество, человеколюбіе, попечѳніе о благѣ общем и, блаженство общее и частное, отече- ство, граждане или сограждане, чувствитель- ность, чувствованія человРческаго сердца, добродетельный души и т. п. Такими языкомп бле- стите и изданный 8 апреля 1782 г. Уставп Влагочинія или Полицейскій, где вн „правилахн добронравія“ читаемъ такія статьи закона: „не чини ближнему, чего сами терпЬть не хочешь; ви доброми помогите други другу, веди слепого, дай кровлю не имеющему, напой жаждущаго", ви „правилахн обязательствъ общественныхп“ изображено: „мужи да прилепится ки своей жене ви согласіи и любви, уважая, защищая и извиняя ея недостатки, облегчая ея не- мощи , а ви числе требуемыхн отп определенна™ ки благо- чинш начальства поставлены здравый разсудокн, чел^овеколюбіѳ и усердіе ки общему добру. Особенно любимыми стали слова: общество и роди че- ловѣческій. Ви 1768 г. гр. Разумовскій, благодаря Ека-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1