Ключевский В.О. Очерки и речи

— 372 — р а б ъ словомъ подданный. Хоропіія слова часто подобно костылямъ поддерживаютъ слабѣющія мысли. Ужъ на что пылокъ былъ въ защитѣ сословныхъ преимуществъ дворян- скій депутатъ въ коммиссіи 1767 г. кн. М. М. Щѳрбатовъ, для котораго сословное неравенство было своего рода поли- тическимъ догматомъ, но и онъ въ коммиссіи оговаривался, что крѣпостныѳ „суть равное намъ созданіе", только „раз- ность случаевъ возвела насъ на степень властителей иадъ ними“. Наказъ Екатерины иногда ссылается въ своихъ положеніяхъ на законъ христіанскій и законъ естественный. Возражая на требованіѳ ограниченія пытки и тѣлѳснаго на- казанія для однихъ только дворянъ, депутаты отъ городовъ, опираясь на тѣ же законы, священный и естественный, ко- торые „весьма не терпятъ лицепріятій“, доказывали, что „воръ всегда воръ, подлый ли онъ, или благородный", и послѣдняго, какъ человѣка просвѣщеннаго и знающаго за- коны, слѣдуѳтъ наказывать даже строже, чѣмъ простолюдина, который часто совершаетъ преступленіе по нуждѣ или невѣ- дѣнію. Да притомъ, прибавляли эти депутаты, по-своему ста- новясь на точку зрѣнія демократической монархіи, — въ Рос- сіи отъ вѣка монархическое, а не" аристократическое пра- вленіе, и „какъ подлый, такъ и благородный — всѣ равно подданнѣйшіе рабы всемилостивѣйшей государыни". Модныя слова подсказывали новыя идеи, а идеи внушали дѣла, но крайней мѣрѣ проекты дѣлъ. Однимъ изъ такихъ словъ было тогда просвѣщеніе, о которомъ твердили и манифесты, и журналы. Въ то время, когда свои и чужіе наблюдатели увѣряли, что русское дворянство считаетъ невѣжество своимъ сословнымъ правомъ (Винскій), что цивилизовать его труднѣе, чЬмъ даже крестьянъ (Макартней), изъ среды этого куль- турно-безнадежнаго класса посланы были въ ту же коммиссію требованія, чтобы при церквахъ учреждены были школы для крестьянскихъ дѣтей, „дабы знаніѳмъ закона хотя мало поправить нравы ихъ" (наказы копорскаго и ямбургскаго дворянства); чтобы церковные причты обучали крестьянскихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1