Ключевский В.О. Очерки и речи

— 373 — мужеска пола дѣтей, „отъ пего впредь уповательно подлый народъ просвѣщенный разумъ имѣть будетъ“ (наказъ крапи- венскаго дворянства). Въ 1764 г. архангелогородскій гра- жданинъ В. Крестининъ, опредѣленный магистратомъ наблю- дать за начальнымъ обупеніемъ и потомъ издавшій рядъ дѣльныхъ историчесішхъ сочиненій о своей двинской родинѣ, представилъ сенату далее проектъ обязательнаго обученія съ хорошо обдуманнымъ планомъ малыхъ школъ, въ кото- рыхъ бы обучались всякаго чина и обоего пола дѣти въ го- родѣ всѣ безъ исключенія. Это пробужденіе умовъ по призыву власти — едва ли не самый важный моментъ въ ростѣ впечатлѣнія, какое оста- вило послѣ себя дарствованіе Екатерины. По крайней мѣрѣ въ Фелицѣ особеннымъ движѳніемъ отличаются извѣстные стихи: ... Ты народу смѣло О всемъ и въявь и подъ рукой И знать и мыслить позволяешь. Люди бываютъ особенно довольны и счастливы, когда ихъ признаютъ умными и способными разеуждать о самыхъ важ- ныхъ предметахъ, и искренно признательны къ тѣмъ, кто имъ доставилъ такое счастье. А теперь власть не только позволяла, но и предписывала народу обо всемъ знать и мыслить и способность разеуждать о самыхъ важныхъ пред- метахъ ставила въ число общественныхъ обязанностей гра- жданина. Депутаты, призванные манифестами 14 декабря 1766 года, доллены были и привезти съ собой наказы отъ своихъ избирателей съ излолсеніемъ мѣстныхъ „обществен- ныхъ нуждъ и отягощеній" и потомъ принять участіе въ трудахъ комиссіи по составленію проекта новаго Уложенія. Такимъ образомъ на мѣстныя общества возлагалась тяжелая задача не только обсудить свое положеніе, свои интересы и потребности, но и согласить ихъ съ положеніемъ и интере- сами всего государства, подняться на точку зрѣнія высшей политики и даже „пройти со вниманіемъ теченіе минувшихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1