Ключевский В.О. Очерки и речи

— 382 — номъ ростѣ поднялось до патріотическаго чувства національ- наго достоинства, перешло потомъ въ умственное возбужденіе, выразившееся въ наклонности къ политическому размышле- нію, и завершилось пробужденіемъ гражданскаго чувства, которое, проснувшись, такъ и осталось нервнымъ движеніемъ, не успѣвъ переработаться въ житейское дѣло. Однако и нравственный пріобрѣтѳнія были очень валены: современники Екатерины и ихъ блюкайшіе потомки были увѣрены, что при Екатеринѣ показались первыя искры національнаго самолюбія, просвѣщеннаго патріотизма, что при ней роди- лись вкусъ, общественное мнѣніе, первыя понятія о чести, о личной свободѣ, о власти законовъ, что русскіе при ней, какъ бы по собственному внушенію, стремились сравняться съ народами, опередившими ихъ на много вѣкоъ (Вигель). Y. „Да посрамитъ небо всѣхъ тѣхъ, кто берется управлять народами, не имѣя въ виду истиннаго блага государства", писала Екатерина. Ея совсѣмъ не мечтательный умъ ласкала мечта стать преобразовательницей своего государства и вос- питательницей своего народа, сѣять добро на землѣ, которое переживало бы сѣятеля, и неделикатно было бы не вѣрить искренности ея признанія, что ей нравится „та слава, кото- рая не только въ настоящемъ производитъ добро, но и въ будущемъ создаетъ безчисленныя поколѣнія добрыхъ". Она принесла на русскій престолъ два средства дѣйетвія: умъ, исполненный философско-политическихъ идей вѣка, распола- гавшихъ ее къ тому, что она называла своею легислома- н і е й, и характеръ, способный сдерживать философскія увле- ченія, выработанный среди житейской толкотни, болѣе обще- ніемъ съ живыми людьми, чѣмъ уединенною работой надъ самой собой. Она начинала свою дѣятельность съ убѣжде- ніемъ въ силѣ разума, долженствующаго управлять народами, и съ вѣрой въ разумъ народа, которымъ ей пришлось упра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1