Ключевский В.О. Очерки и речи

— 387 — Вопросъ сложнѣе, чѣмъ онъ можѳтъ показаться, и ослож- нили его обстоятельства и ходъ самаго дѣла. Приблизительно съ XYI вѣка, какъ принято думать, рус- ское общество стало входить въ прямое соприкосновеніе съ жизнью Западной Европы. Сначала слабое по дѣйствію и ограниченное но размѣрамъ, это западное вліяніе постепенно усиливалось и расширялось, захватывая все новыя сферы русской народной жизни, проникая все глубже въ составъ русскаго общества. Такъ дѣло идетъ и до сихъ поръ. Идѳтъ четвертый вѣкъ этого вліянія, а мы еще не отдали себѣ полнаго отчета въ его результатахъ и едва ли въ состояніи точно опредѣлить размѣры, до которыхъ оно способно рас- шириться или въ которыхъ должно замкнуться. Если бы въ лидѣ русскаго человѣка XYI или XYII в. встрѣчался съ западно-европейской цивилизаціей простой ди- карь, мы имѣли бы дѣло съ явленіемъ, представляющимъ общій культурно-историческій интересъ, который молено вы- разить вопросомъ: какъ вообще дѣйствуетъ на дикаря сопри- косновеніѳ съ цивилизаціей? Но русскій, поднимаясь на- встрѣчу западно - европейскому вліянію, несъ въ себѣ свою довольно давнюю культуру, отличавшуюся нѣкоторыми свое- образными особенностями, можетъ-быть не имѣющимп боль- шого значенія въ общей исторіи человѣчества, но не лишен- ными методологическаго интереса для историка, который обязанъ не только подсчитывать успѣхи человѣческаго раз- витая, но и наблюдать природу и дѣйствіе историческихъ силъ, создающихъ эти успѣхи, слѣдовательно наблюдать все- возможные яситейскіѳ склады, этими силами созидаемые. Въ составъ русской культуры XYI — XYII в. входили не одни антропологическіѳ инстинкты, но также и свои политическіе общественные порядки и идеи, успѣвшіе плотно отложиться въ быту и духѣ народа и составляющіѳ народную психоло- гію. Западно-европейское вліяніе, падая въ эту историческую среду, преломлялось не только общими, такъ сказать, при- рожденными свойствами души человѣческой, но и мѣстными 25 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1