Ключевский В.О. Очерки и речи

388 — исторически-сложившймися особенностями національнаго ха- рактера. Итакъ, сѣмена западно-европейской культуры въ Россіи тѣхъ вѣковъ падали на почву, которую давно уже нельзя было назвать нетронутой цѣлиной. Когда русскій человѣкъ ХУІ в. обращался къ Западной Европѣ за ея научными знаніями и житейскими удобствами, въ немъ, въ его созна- ніи и жизни, встрѣчались двѣ родственныя культуры, обѣ европейскія, — одна восточная, другая западная. Чѣмъ менѣе похожи другъ на друга или чѣмъ болѣе чужды одинъ дру- гому два соприкасающіеся культурные склада, тѣмъ легче наблюдать перемѣны, производимый однимъ изъ нихъ, вліяю- щимъ, въ другомъ, воснринимающемъ его вліяніе. Культуры русская и западно-европейская были въ ту пору очень не- соизмѣримыя величины, не только неодинаковые уровни раз- витая, но и различный міросозерцанія, разные способы раз- витая и различный пониманія смысла и цѣлен бытія. Но вытекающее отсюда удобство для изученія слѣдствій встрѣчи обѣихъ культуръ ослабляется однимъ немаловажнымъ затруд- неніемъ. Въ сравнительное измѣреніѳ уровня той и другой, конечно, нѣтъ нужды вносить какую-либо патріотическую мѣрку. Надобно быть большими патріотомъ, чтобы любить самые недостатки родной старины, но вовсе не нужно пере- стать быть имъ, чтобы замѣтить и понять эти недостатки. Поэтому ничто не обязываетъ утверждать, чтобы древняя Русь воспріяла и разработала, постигла и провела въ свою жизнь все лучшее, что выработали православный Востокъ въ области вѣрованія, мышленія и общежитія. Древняя Русь не стояла на высотѣ православія, хотя и не переставала стре- миться стать на нее. Русскіе церковные историки, наименѣе расположенные къ строгой оцѣнкѣ религіозно-нравственныхъ успѣховъ древней Руси, признаютъ, что христіанскіе идеалы осуществлялись медленно и не всегда понятливо, что древне- русская мысль не только не продолжила, но и не усвоила въ достаточной мѣрѣ работы православнаго Востока даже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1