Ключевский В.О. Очерки и речи

С. М. Соловьева, каковы «Начало Русской зѳмли», «Древняя Р о с с і я», «И с т о р и ч е с к і я письма» и др., даютъ нѣкоторую возможность читателю представить себѣ содержат е и даже характеръ этого общаго курса. Въ этихъ статьяхъ есть все, что проводилось и развивалось въ курсѣ ; но для читателя останутся неуловимы концепція со- держат я и впечатлѣніе изложенія, а въ преподаваніи- — это главное, если не все. Соловьевъ давалъ слушателю удиви- тельно цѣльный, стройной нитью проведенный сквозь цѣпь обобщенныхъ фактовъ взглядъ на ходъ русской исторіи, а извѣстно, какое наслажденіе для молодого ума, начинаю- щаго научное изученіе, чувствовать себя въ обладаніи цѣльнымъ взглядомъ на научный предмета. Въ курсѣ Со- ловьева эта концепція и это впечатлѣніе были гѣсно связаны съ однимъ пріемомъ, ісоторымъ легко злоупотре- бить, но который въ умѣломъ преподаваніи оказываетъ мо- гущественное образовательное вліяніе иа слушателя. Обоб- щая факты, Соловьевъ вводилъ въ ихъ изложеніе осторож- ной мозаикой общія историческія идеи, ихъ объяснявшая. Онъ не давалъ слушателю ни одного крупнаго факта, пе озаривъ его свѣтомъ этихъ идей. Слушатель чувствовалъ ежеминутно, что потокъ изображаемой передъ нимъ жизни катится по руслу исторической логики; ни одно явленіе не смущало его, мысли своей неожиданностью или слу- чайностью. Въ его глазахъ историческая жизнь не только двигалась, но и размышляла, сама оправдывала свое движе- те. Благодаря этому курсъ Соловьева, излагая факты мѣстной исторіи, оказывалъ на иасъ сильное методологи- ческое вліяніе, будилъ и складывалъ историческое мышле- ніе : мы сознавали, что не только узнаемъ новое, но и по- нимаемъ узнаваемое, и вмѣстѣ учились, какъ надо пони- мать, что узнаемъ. Ученическая мысль наша не только про- буждалась, но и формировалась, не чувствуя на себѣ гнета учительскаго авторитета: думалось, какъ будто мы сами до- думались до всего того, что намъ осторожно подсказывалось.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1