Ключевский В.О. Очерки и речи

— 393 — внимательно къ людямъ Западной Европы и мало занимались ихъ бытомъ, понятіями и нравами, думая, что это — ихъ до- машнее дѣло, насъ не касается и намъ никогда не понадо- бится. На западнаго техника смотрѣли просто какъ на по- ставщика надобнаго знанія, мастерства, продукта, а разсма- тривая товаръ на прилавкѣ, кто станетъ спрашивать, какъ вѣруетъ и живетъ дома его продавецъ или производитель, лишь бы товаръ былъ добротенъ? Любопытствовали узнать иноземныя хитрости, а не самихъ хитредовъ, и это любо- пытство увлекало умы даже въ область таинственныхъ знаній сомнительнаго качества, если они обѣщали матеріальныя выгоды: въ Москву, вѣроятяо, доходили слухи о соблазни- тельной наукѣ дѣлать золото, и въ 1623 и 1626 гг. въ мини- стерство иностранныхъ дѣлъ (Посольскій приказъ), вѣроятно, по его запросу служилый голландецъ Фандергинъ подалъ какой-то переводъ „о архимиской мудрости и о золотомъ дѣлѣ и о иныхъ дѣлахъ“, а потомъ письмо или записку „о высшей философской алхимѣи“, какъ записано въ старой описи дѣлъ приказа. Зато и неправославнымъ иноземдамъ, особенно католикамъ, не позволяли близко заглядывать въ туземный религіозный и нравственный бытъ и ревниво охра- няли его отъ всякаго сторонняго прикоеновенія, позволяли пріѣзжимъ нѣмецкимъ людямъ учиться русской грамотѣ у церковныхъ дьячковъ, но накрѣпко приказывали въ право- славный церкви „некрещенныхъ нѣмцевъ" не пускать, а нечаянно зашедшихъ немедленно выводили вонъ и подметали полъ за ними. II. Такъ первый вопросъ, возбужденный западнымъ вліяніемъ, былъ рѣшенъ, повидимому, обдуманно и основательно. Во- просъ былъ таковъ: въ какое отношеніе поставить практи- чески-полезные и душевно-безвредные плоды чулсой культуры къ корнямъ своей собственной, къ основамъ и устоямъ род- ного, вѣками выношеннаго міросозерцанія и быта? Было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1