Ключевский В.О. Очерки и речи

394 — рѣшено, что можно и должно строго обособить одно отъ другого, какъ предметы совершенно различныхъ порядковъ, не имѣющіе ничего между собою общаго и не мѣшающіѳ ДРУгъ другу. Это было соображеніѳ политики или народной педагогіи, привыкшихъ разсматривать людей и вещи съ точки зрѣнія общаго блага и общественнаго порядка, во имя кото- рыхъ онѣ оберегаютъ цѣльность и самобытность основъ на- родной лсизни, чтобы не встала смута въ странѣ, на что указывало духовенство, возражая царю Борису. Но обще- ственная психологія не столь разборчива, чтобы строго раз- личать, что можно заимствовать и что должно развиваться самобытно, изъ основъ и средствами народной жизни. Боль- шинство поступаетъ по непосредствѳннымъ влеченіямъ и соображеніямъ личнаго усмотрѣнія, не задумываясь надъ дѣйствіемъ тѣхъ и другихъ на общее благо и общественный порядокъ. Допустимъ, что техническіе плоды чужой культуры могутъ не касаться и не должны касаться духовныхъ основъ, корней культуры туземной; но можно ли удержать людей отъ желанія познакомиться съ корнями чужой культуры, заимствуя ея плоды? Техническія знанія и изобрѣтенія, житѳйскія удобства и приспособлѳнія, которыя находили возможнымъ и нужнымъ перенимать у иноземцевъ, тамъ, на Западѣ, росли вмѣстѣ съ другими успѣхами мысли и вкуса, вырабатывались про- должительными духовными усиліями отдѣльныхъ лицъ и цѣлыхъ обществъ и такъ тѣсно связались съ понятіями, нравами, отношеніями, со всѣмъ складомъ западно-европей- ской жизни, что ихъ трудно было выдѣлить и оторвать отъ того культурнаго состава, съ которымъ они срослись такъ органически. Отъ русскихъ людей того времени, еще не привыкшихъ размышлять своей незрѣлою мыслью объ осно- вахъ и элементахъ людскихъ обществъ, нельзя требовать того, что много позднѣѳ не всегда удавалось и болѣе при- вычными къ такому размышленію ихъ потомкамъ, —требо- вать, чтобы они, признавъ превосходство иностранцевъ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1