Ключевский В.О. Очерки и речи

потомъ признано уступкою необходимости или даже требо- ваніемъ времени. Первоначально заимствуя западно - евро- пейскую военную и промышленную технику и даже домаш- нюю обстановку, комфортъ, въ ихъ готовыхъ произведеніяхъ, сдѣланныхъ чужими руками, наши предки думали, что имъ не понадобится усвоять чужія понятія и чувства, не при- дется отказываться отъ своихъ. Въ этомъ состояла ихъ просто- душная ошибка, въ которую впадаютъ всѣ мнительные и запоз- далые подражатели. Обращаясь за содѣйствіемъ къ иноземцамъ для удовлетворенія своихъ насущныхъ матеріальныхъ потреб- ностей, нанимая ихъ мастеровъ и покупая у нихъ военный и промышленный усовершенствованія, они не допытывались, какими средствами западно-европейскій умъ добился такихъ техническихъ успѣховъ и какой взглядъ на мірозданіе, на человѣка и на задачи его бытія направлялъ эти усилія. Пушки, ружья, корабли, машины, мастерства, даже обученіе этимъ хитростямъ — все это было признано безразличными и безвредными въ нравственно - религіозномъ отношеніи. Потомъ и часы, обои, картины, кареты, немного позднѣѳ и театральный зрѣлища, музыкальные „страменты, органы и фіоли“, даже нѣмецкіе кафтаны отнесены были къ разряду если не вполнѣ безразличныхъ, то дозволительныхъ и — при осторожномъ обращеніи съ ними — безопасныхъ предметовъ: вѣдь и церковный уставъ въ извѣстныхъ случаяхъ допу- скаетъ нѣкоторыя отступленія отъ каноническихъ требованій въ подробностяхъ ежедневнаго обихода. Зато въ завѣтной области вѣрованій, понятій и чувствъ, гдѣ господствуютъ высшіе руководящіе интересы жизни, рѣшено было не усту- пать иноземному вліянію ни одной пяди. И однако въ Мо- сквѣ XYII вѣка, бросаясь на заморскія новинки, житейскія удобства и изящныя развлеченія, стали понемногу п смутно чувствовать тѣ духовные интересы и усилія, которыми они были созданы, и полюбили эти интересы и усилія, прежде чѣмъ уяснили ихъ отношеніе къ доморощеннымъ понятіямъ и правиламъ жизни — полюбили ихъ сперва тоже какъ жи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1