Ключевский В.О. Очерки и речи

— 401 — космографіяхъ читали про тотъ міръ, что въ землѣ Гишпан- ской „вѣры ово папежская, ина же люторская, благочестіе нее изсякло, человѣды же мудры и дохтуроваты дѣломъ и звѣздочетіемъ“, что „королевство Францужское преже сего бывало и крещено отъ св. апостолъ, нынѣ же отъ благоче- стия и отъ вѣры христіанскія заблудилися въ злую вѣру ла- тинскую и люторскую“, что „земля Германія крещена была отъ св. апостола Павла, нынѣ отъ вѣры заблудилися въ нѣмецкую разную ересь, человѣцы же ласковы и смирны и слабы ко піанству и къ покою тѣлесному" и т. п. Зато о своемъ отечествѣ тамъ читали, что „царство Россійское даже и доднесь стоить въ православной вѣрѣ неподвижно, вѣра же благочестивая и Божія церкви святымъ пѣніемъ изрядно цвѣтящеся, и во всей Европіи подобной той земли и чудніе нѣтъ и всякою лѣпотою пречудніе не обрѣтаются, свѣтя- шеся благочестіемъ, а человѣцы подобіемъ сановиты, брадаты и платьемъ одѣны“ и проч. Такъ началось у насъ это сопо- ставленіе Россіи и Западной Европы, какъ двухъ міровъ, рѣзко различающихся основами своей жизни н своимъ исто- рическимъ назначеніемъ, — то сопоставленіе, которое потомъ стало особою категоріей русскаго мышленія и, смотря по точкѣ зрѣнія и настроенію мыслителей, то усыпляло русскую мысль чувствомъ національнаго самодовольства, то угнетало ее пессимистическимъ уныніемъ. Можетъ-быть, не столько отзвукъ стараго недовѣрія къ еретическому Западу, сколько новый приступъ религіозной опасливости, навѣянной недав- ними впечатлѣніями, сказывается въ извѣстіяхъ западныхъ иностранцевъ ХУ II в. о брезгливости, съ какою относились къ нимъ русскіе, не дозволяя имъ дотрогиваться руками до своихъ образовъ и приглашая священника съ кадиломъ снова освятить образа въ томъ помѣщеніи, гдѣ останавливались иноземные путешественники (Олеарій). Впрочемъ, какъ бы ни были велики опасенія, возбужден- ный успѣхами западнаго вліянія, они не разрослись бы въ народное движеніе, еслибы это вліяніе оставалось въ предѣ- 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1