Ключевский В.О. Очерки и речи

— 33 — Эти общія идеи, которыми перевивались факты рус- ской исторіи, могутъ показаться элементарными; но ихъ необходимо продумать на университетской скамьѣ и только тогда онѣ становятся такими элементарными. Съ двухъ сто- ронъ Соловьевъ освѣщалъ излагаемые имъ историческіе факты : одну изъ нихъ можно назвать прагматическою, дру- гую — моралистической. Настойчиво говорилъ и повторялъ онъ, гдѣ нужно, о связи явленій, о послѣдовательности историчесісаго развитія, объ общихъ его законахъ, о томъ, что называлъ онъ необычнымъ словомъ — историч - ностыо. Вы думаете, легкое дѣло растолковать сидя- щему на школьной скамьѣ понятіе объ основахъ людского общежитія, объ историческомъ процессѣ, о закономѣрности исторической жизни ! . Я встрѣчалъ взрослыхъ и по-своему умныхъ людей, которымъ никакъ не удавалось усвоить себѣ самую идею историческаго процесса. У Соловьева сравне- нія, аналогія жизни иародовъ съ жизнью отдѣльнаго чело- вѣка, отвлеченные аргументы и, наконецъ, его столь извѣст- ная и любимая фраза естественно и необходимо, повторявшаяся при всякомъ случаѣ, какъ припѣвъ, — все врѣзывало въ сознаніе слушателя эту идею исторической закономѣрности. Съ другой стороны, — да не покажется иамъ это страннымъ — Соловьевъ былъ историкъ-мора- листъ : онъ видѣлъ въ явлепіяхъ людской жизни руку исто- рической Немезиды или, приближаясь къ языку древне- русскаго лѣтописца, знаменіе правды Божіей. Я не вижу въ этомъ научнаго грѣха : эта моралистика у Со- ловьева была та же прагматика, только обращенная ісъ со- знапію своею нравственною стороной, та же научная связь причинъ и слѣдствій, только приложенная къ явленіямъ добра и зла, преступленія и возмездія. Соловьевъ былъ историкъ-моралистъ въ томъ простомъ смыслѣ, что не исключалъ изъ сферы своихъ наблюденій мотивовъ и яв- леній нравственной жизни. Кто изъ слушателей Соловьева не запомнилъ на всю жизнь . этихъ нравственныхъ . ком- 3 ! °^й№йая бвблйотві 7 ] **• & Ш, Гщногд ! Г- КАЛИНИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1