Ключевский В.О. Очерки и речи

402 лахъ политической жизни, хотя бы даже коснулось и внеш- ней житейской обстановки. Въ русскомъ обществѣ могли сѣтовать на обидную зависимость отъ нѣмцевъ, на ущербъ, причиняемый ими національной самобытности. Но національ- ная самобытность — само по себѣ довольно тонкое и отвле- ченное представленіе, слишкомъ далекое отъ простыхъ кон- кретныхъ интересовъ, и непривычной къ такимъ отвлечѳн- нымъ предметамъ мысли трудно было овладѣть имъ во всей полнотѣ его содѳржанія, а при первой попыткѣ вникнуть въ него гораздо яснѣе представляются удобства такой само- бытности, чѣмъ опасности отъ ея утраты. Другое дѣло, когда запало въ умы подозрѣніе, не посягаетъ ли иноземное влія- ніе на жизнь нравственно - религіозную, не прокрадывается ли оно за ограду Церкви. Въ этой завѣтной области затро- гивались наиболѣе дорогіе жизненные интересы, доступные самому простому разумѣнію, возникали всѣмъ одинаково ощутительныя опасности, грозила общая конечная гибель, и тревога должна была превратиться въ страшный испугъ, въ народное смятеніе. Этотъ испугъ подготовлялся нѣкоторыми особыми наблю- деніями и впечатлѣніями. Во-первыхъ, изъ Смутнаго вре- мени степенные и мыслящіе люди русскаго общества вынесли сильное недовѣріе къ нравственной устойчивости этого обще- ства. Наолюдатели, писавшіе о томъ времени, разсказываютъ, что даже иноземцы, раздиравшіе тогда Русскую землю, диви- лись розни русскихъ людей, ихъ ожесточенно другъ противъ друга, легкомыслие, съ какимъ они, поддаваясь насмѣшкамъ иноземцевъ, смѣялись надъ обрядами и правилами своей Церкви. Одинъ изъ такихъ наблюдателей дьякъ Иванъ Тн- моѳеевъ, составивши въ началѣ царствованія Михаила за- писки о своемъ времени, писатель съ идеями и принципами, объясняете несчастія, пережитыя тогда русскими людьми, ихъ измѣной родной старинѣ, отчего они начали вертѣться гочно колесо, горько жалуется на отсутствіе въ русскомъ обществѣ мужественной крѣпости, на неспособность его друж- ными отпоромъ помѣшать какому-нибудь произвольному или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1