Ключевский В.О. Очерки и речи

— .403 — необдуманному нововведенію. „У насъ, писалъ онъ, другъ къ другу не было дружѳскаго довѣрія; каждый спиной къ другому поворачивался: одни на востокъ смотрятъ, другіе на западъ“. Послѣ смуты та же неустойчивость обнаруживалась въ легкости, съ какою кружило головы людямъ западное вліяніе. Когда въ обществѣ возникаетъ стремленіе, отвѣчающее на- сущной потребности, оно овладѣваетъ людьми, какъ мода или эпидемія, и чѣмъ менѣе устойчиво общество, тѣмъ силь- фе волнуетъ это стремленіе чувства и воображеніе наиболѣе воспріимчивыхъ людей и вызываетъ болѣзненное увлеченіе или рискованный предпріятія. Суетливо толковали объ уси- леніи внѣшней обороны страны, о пушкахъ, объ иноземномъ ратномъ строѣ, и вотъ въ 1629 году тверской попъ Несторъ подалъ царю челобитную съ извѣщеніемъ о великомъ дѣлѣ, какого Богъ не открывалъ еще никому изъ прежде жившихъ людей ни у насъ, ни въ другихъ государствахъ, но которое Онъ открылъ ему, попу Нестору, на славу государю и на избавленіе нашей огорченной землѣ, на страхъ и удивленіе ея супостатамъ: обѣщалъ онъ состроить дешево государю походный городокъ, въ которомъ ратные люди могутъ защи- щаться, какъ въ настоящемъ неподвижномъ городѣ. Напрасно упрашивали его бояре сдѣлать модель или чертежъ приду- маннаго имъ подвижного редута, чтобы показать его госу- дарю. Попъ объяви лъ, что, не видавъ государевыхъ очей, ничего не скажетъ, потому что боярамъ не вѣритъ. Его со- слали въ Казань и три года продержали тамъ въ монастырѣ, въ цѣняхъ, „за то, что сказываетъ за собою великое дѣло, а дѣла не объявляетъ и дѣлаетъ это какъ будто для смуты, не въ своемъ разумѣ". Вся же сія начало болѣзнемъ (Матѳ. 24, 8). Такъ могли думать мыслящіѳ и мнительные люди при видѣ такихъ болѣзненныхъ явленій и имъ живо вспоминались слова Пи- санія о томъ, каковы будутъ человѣцы въ послѣднія дни, когда настанутъ времена люта, когда будутъ 26 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1