Ключевский В.О. Очерки и речи

— 404 — внимать духово мъ лестчымъ иученіемъбѣсов- скимъ. Пробуждалась и усиленно напрягалась другая осо- бенность въ настроеніи древне-русскаго человѣка, наклон- ность къ эсхатологичѳскимъ гаданіямъ и страхамъ. Всякій разъ, когда онъ чувствовалъ глубокій переломъ своей жизни и ему предстояло круто поворачивать въ сторону, за этимъ поворотомъ ему чудились эти страшный послѣднія вре- мена. Въ 1644 году пріѣхалъ въ Москву датскій короле- вичъ Вальдемаръ, предназначенный въ женихи царевнѣ Иринѣ Михайловнѣ. Устроены были пренія о вѣрѣ москов- скихъ богослововъ съ пасторомъ Фельгаберомъ, состоявшимъ при королевичѣ. „Лютый попъ королевичевъ“ не разъ ста- вилъ въ большое затруднѳніѳ своей эрудиціей и діалектикой московскихъ совопросннковъ, при чемъ кололъ имъ глаза отсутствіемъ у нихъ школъ и академій, ихъ незнаніемъ языковъ, тѣмъ, что „они ничего не разумѣютъ въ книгахъ“. Старый ключарь Успенскаго собора, многоначитанный о. Иванъ Насѣдка, отвѣчалъ на это протестантскому богослову. „ Насъ, овѳцъ Христовыхъ, не премудряйтѳ софистеками своими, намъ нынѣ неколи философства вашего слушать: уже бо кончина вѣку нріиде, и судъ Господень при дверѣхъ, и всѣмъ время воздаянія есть готово комуждо и по дѣломъ его ). Поворота отъ стараго вѣрованія, отъ простодушной, доморощенной начитанности къ школьно-ученому богослов- ствованію показался московскому богослову заноздалымъ и потому ненужными дѣломъ. Неувѣренность въ нравственно-религіозной устойчивости общества укрѣпляла въ руководителяхъ его убѣжденіе въ необходимости строгой церковной дисциплины умовъ и въ опасности всякихъ измѣненій церковнаго порядка, могущихъ взволновать и безъ того зыбкіе умы, а мысль о послѣднихъ временахъ неизбѣжно вызывала ожиданіе антихриста, Когда люди, такъ пугливо настроенные, замѣтили, что и церковный *) А. Голубцова: Пренія о вѣрѣ, стр. 248.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1