Ключевский В.О. Очерки и речи

— 405 — порядокъ подвергается ломкѣ, они увидѣли въ этомъ зна- ыеніе пришествія антихристова, связали церковныя перемѣны съ другими новизнами, шедшими съ латинскаго Запада, и, недолго думая, по унаслѣдованной отъ отцовъ ассоціаціи представленій, рѣшили, что всѣмъ этимъ тайно орудуетъ знакомая злокозненная рука „дяди антихристова", римскаго папы, уготовляющаго путь въ Россію своему племяннику. Подъ дѣйствіемъ такого сочетанія представленій и чувства и возникъ расколъ. III. Отношеніе русскаго раскола къ западному вліянію въ Россіи XYII в. и составляетъ главное содержа ніе настоящей статьи. Расколъ— очень крупный фактъ въ исторіи русской Церкви и имѣлъ свои чисто-церковныя причины, изучаемый церковными историками и канонистами. Мы не касаемся этой церковно-исторической и канонической его стороны, если только можно назвать стороной основное содержаніе факта. Эта сторона дѣла прекрасно изучена цѣлымъ рядомъ изслѣдователей-спеціалистовъ и имѣетъ довольно значитель- ную литературу. Нѣтъ надобности напоминать сочиненія, подписанный почтенными именами митрополита Макарія, Щапова, Мельникова, гг. Субботина, Голубинскаго, Гиббе- нета, Каптерева и другихъ: труды ихъ достаточно извѣстны. Хорошо извѣстно, какъ около половины XVII в. начались въ русской Церкви реформы, какую тревогу произвело въ русскомъ церковномъ обществѣ предпринятое церковною властью исправленіе церковнаго обряда и текста богослу- жебныхъ книгъ, какъ эта тревога осложнилась дѣломъ па- тріарха Никона, какъ былъ созванъ и чѣмъ кончился москов- скій церковный соборъ 1666 — 7 годовъ, какъ старообряд- чество стало обществомъ, формально отколовшимся отъ русской православной Церкви. Но расколъ — не только цер- ковно - историческій фактъ, но и народно - психологическое явленіе, не только церковный мятежъ или религіозное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1